Беседы с Уэйном Ликермэном в Лос-Анджелесе
27.09.2004
Оригинал находится http://www.advaita.org/aftrans.htm.
Ø Приходится снова спрашивать. Если пустота является
всем, что есть, мог бы кто-то назвать что такое, в конечном счете, … пустота?
Уэйн:
Не знаю. Это зависит от того, что ты имеешь в виду под «пустотой».
Ø Вы согласны с таким названием - «свобода и
пространство»?
Уэйн: Я бы согласился с любым названием, которое нравится
тебе. Ты можешь назвать это «Рэй». Меня абсолютно не волнует, как ты это
назовешь.
Ø Ну, когда я услышала «свобода и пространство», я
подумала, а-ах, это звучит хорошо; по крайней мере, хоть что-то. Но если
пустота это только пустота, тогда это ужасно.
Уэйн:
Я не хочу, чтобы это было ужасно. Нет абсолютно никакой причины, чтобы
это было ужасным для тебя.
Ø Да? Это намного лучше.
Уэйн:
Классно. И мне хорошо. А теперь, что это, то, что ты назвала? Ты
можешь назвать это пространством, свободой и любовью, но что это значит?
Ø Это означает, что там есть какое-то осознание.
Уэйн:
Пространство, свобода и любовь означает осознание, не так ли?
Ø Да.
Уэйн:
Понимаю. Какого вида осознание?
Ø Осознание любви, свободы и пространства, в отличие
от…
Уэйн:
Есть осознание любви, свободы и пространства прямо здесь. Ты осознаёшь
любовь и свободу и пространство.
Ø Тем не менее, этого может и не быть, когда меня
больше нет; вот в чем штука. Да, в жизни мы осознаём много чего. Но что
происходит, когда мы умираем? Остаётся ли у нас осознание любви и свободы и
пространства?
Уэйн:
Кто это «мы»? О чем ты
говоришь, как о «мы»?
Ø О том, что придёт после того, как мы больше не
будем заперты в теле/уме.
Уэйн: ОК. Итак, это великолепно. Мы дома до тех пора, пока
заперты внутри этого механизма тела/ума.
Ø Что?
Уэйн:
Я не знаю. Я тебя спрашиваю! Ты говоришь мне, что что-то заперто
внутри этого механизма тела/ума. Здесь
не проверка общих знаний.
Ø Я надеюсь, есть что-то похожее на осознание, что
это не пустой бланк, в котором нет никакого содержания и осознания.
Уэйн:
Итак, чем было твоё сознание до того, как ты родилась?
Ø Ничем; абсолютно ничем. И когда я сплю, когда это
глубоко спит - это ничто.
Уэйн:
Хорошо.
Ø Что ж тут хорошего.
Уэйн:
Не хорошо? [Смех.]
Ø Это программа.
Уэйн:
Для кого это не хорошо?
Ø Для эго, я полагаю.
Уэйн: Это не хорошо для того, кто обеспокоен
пробуждением, по-видимому – кто-то сидит здесь и говорит, что это не хорошо. Но
если она уходит, тогда, кто беспокоится об этом?
Ø Что и происходит каждую ночь, как вы указывали. Я знаю, но только мне это
не нравится. Это правда. И это пугает меня.
Уэйн:
Уверен, есть много чего, что пугает тебя.
Ø Мне нужно что-то, чтобы ожидать с нетерпением – а
если это всего лишь ничто…
Уэйн:
Так мы назовём это « всем» и тогда тебе придется ожидать это с
нетерпением.
Ø Осознанность – это часть Тотальности, сознание –
это то, что мы ощущаем как механизмы тела/ума, не так ли? Сознание – это то,
что происходит в проявленной вселенной, и осознание находится вне этого, не так
ли?
Уэйн: Когда ты говоришь, что осознание - это, а сознание
- то – меня не волнует то, что ты называешь этими вещами – нам нужно прояснить
то, к чему отсылают данные используемые термины. Во всем остальном, меня очень легко сбить с току.
Ø Я читала, что …
Уэйн:
О том, что меня легко сбить с толку?
Ø Нет! Кое-что писал Тони Парсонс, действительно…
Уэйн:
Меня легко сбить с толку?
Ø Нет. Он рассматривал слова таким образом.
Уэйн:
Тебе придется сходить поговорить с Тони.
Ø Я хотела бы знать, согласны ли вы или используете
ли вы слова таким же образом. Вы говорите, что это только слова.
Уэйн: Есть концептуальные инструменты. Каждый учитель
имеет при себе специальный ящик,
наполненный концептуальными инструментами. Итак, ты идешь к учителю, и он
вытаскивает эти инструменты, и начинает стучать вокруг, колотить во что-то, и
делать то, что он обычно делает с этими инструментами. Затем ты приходишь ко
мне и говоришь, что у кого-то есть этот инструмент или тот инструмент, и ты
спрашиваешь меня, согласен ли я с этим инструментом? Здесь нет ничего, чтобы согласиться с этим или не согласиться;
это инструменты. Понимаешь?
Ø Это хороший ответ. ОК. Моя проблема - увидеть
что-то позитивное в том, чему учит Адвайта, - в небытие. Кто-то сказал мне, что
если я этого боюсь, то, как я вообще могу это узнать. Полагаю, это так.
Уэйн: Это так? Кто сказал тебе такое? Это смешно. Я
действительно не могу сказать тебе, чему учит Адвайта. Адвайта – это зонтик,
под которым существуют всевозможные вещи. Адвайта означает «не два». Это
философия, нечто целое: «не два». Разнообразные учения рассказывают об этом в
соответствии с их собственными инструментами и перспективами, тем не менее, всё
это сводится к «не два».
Ø Звучит великолепно.
Уэйн:
Да. Ну, если это звучит так великолепно, оставим это. В чём еще ты
нуждаешься?
Ø Эти слова – позитивны. Тем не менее, тогда нас учат
тому, что существования нет; есть лишь пустота.
Уэйн:
Кто учит тебя всему этому? Я не учу тебя всему этому.
Ø Нет. Вижу, мне нужно чаще бывать здесь.
Уэйн:
Несомненно! Всегда приятно видеть тебя. Милости просим, в любое время.
Ø Большое спасибо. Хорошо.
Уэйн: Тем не менее, суть того, чему учу я, состоит в том,
что чему бы я ни учил – это не истина. Таким образом, установив это, ты
принимаешь то, что приходит, все время понимая, что то, чему я учу и то, о чем
я говорю – указатели. Я не обеспечиваю
истиной; я не открываю двери к невероятным истинам. Видишь ли, это не то, что
происходит. Есть указатели – указатели к тому, что есть здесь, к тому, «что
есть».
Ø Будучи таким просветленным и понимающим человеком,
если бы вам довелось беседовать с таким же просветленным человеком, были бы у
вас одинаковые ощущения относительно места вашего нахождения, вашего понимания
этого, вашей свободы и освобождения от тела/ума? Или каждый мудрец воспринимает
это по-разному?
Уэйн: Мы снова думаем в терминах просветленной плоти –
вот этот просветленный кусок плоти встречается с другим куском просветленной
плоти, и затем мы сравниваем плоть: какие качества у этого кусочка мяса и у
того кусочка мяса, похожи ли они? То, что я говорю, не имеет отношения к плоти.
Это плоть. [Показывая] Это плоть, и это плоть. Нет просветленной плоти. Та
просветленность, о которой мы говорим – трансцендентна плоти.
Ø Хорошо, отличается ли то, что проникает в ваш
аппарат тела/ума от какого-то еще аппарата?
Уэйн:
Учение проникает по-разному.
Ø А как насчет понимания или реализации?
Уэйн: Реализация – это не «что-то, принадлежащее»; вот,
где слова сбивают с толку. Ты говоришь об окончательном понимании или
реализации или пробуждении, и у тебя появляется чувство, что что-то
реализовалось или что-то понято. Таким образом, складывается представление о
чувство получения чего-то: он получил реализацию; у него есть понимание.
Языковая конструкция рождает такие представления.
Мудрец
ничего не получает; мудрец кое-что теряет. Получается что-то похожее на трюк, потому что мудрец, в первую
очередь, теряет то, что не материально.
Даже говоря о том, что мудрец теряет это, этому придается больше материальности, чем
следует, но мы говорим так для того, чтобы сообщить указатель.
Ø Верно. Тем не менее, это выглядит как что-то.
Уэйн: Итак, это «что-то» является ошибочной
вовлеченностью, ошибочным восприятием. Когда ложный покров спадает, то, что
остается за ним и есть то, что всегда было здесь. Ничего не изменилось; это
всегда было здесь. И в этот момент, это
ложное чувство, это неправильное восприятие, уходит.
Ø Вы можете это видеть? Как вы воспринимаете это?
Уэйн:
Нет. Я не воспринимаю отсутствие чего-то.
Ø Верно. Верно. Верно.
Уэйн:
Запомнишь эту часть?
Ø Да. Хорошо. Спасибо.
[Пауза.]
Ø Еще одно примечание, есть ли у вас какие-нибудь
комментарии на довольно часто сообщаемый феномен реинкарнации каких-нибудь тибетцев, например, Далай Ламы? Что такое
реинкарнация в таком случае, поскольку кажется, необходимости оживать нет?
Уэйн: В первую очередь возникает вопрос что
инкарнируется? Что есть то, что воплощается и затем перевоплощается? За
последние тридцать лет тибетцы довольно хорошо продвинулись на Запад. Тибетцы
– это классно. Как могут, не нравится тибетцы? У них есть великолепные карты и диаграммы небес и
так далее. Они составляют планы, куда
уходит душа и тому подобное. Если ты хочешь знать, как всё это работает, спроси
тибетцев; они тебе все это объяснят.
То, что
имеет отношение к Адвайте – так это всматривание в самый основной вопрос, - что
же такое Далай Лама. Есть кусок плоти под названием Далай Лама. Что это? «Это -
перевоплощение». Логично. Откуда пришло это перевоплощение? Природа
исследования здесь сфокусирована на
самой сути того, что постоянно воплощается и перевоплощается. Физики говорят,
что ничто не возникает ниоткуда и не исчезает никуда; существует лишь изменение
формы. Другими словами, воплощение в одну форму и затем перевоплощение в
другую. Но что это, тем не менее, если это непрерывно воплощается и
перевоплощается? В этом и состоит сущность исследования Адвайты.
Как тебя зовут?
Ø Кристина.
Уэйн:
Мы встречались прежде, Кристина?
Ø Нет. Я здесь в первый раз.
Уэйн:
Добро пожаловать. Как вышло, что сегодня ты оказалась здесь?
Ø Меня привел мой муж. Я ничего ни о чем этом не
знаю. По дороге сюда, когда мы ехали в машине, я спросила мужа: «Ну, а что это
такое просветление?»
Уэйн:
И что он сказал тебе?
Ø Он сказал, чтобы я спросила вас!
Уэйн:
Резонно. И это твой вопрос?
Ø Да.
Уэйн: Я могу рассказать тебе о своей
модели. Когда я говорю о просветлении, я говорю об этом очень и очень конкретно,
и очень просто. У людей в возрасте
приблизительно 2-2,5 лет происходит некий сдвиг, когда они отходят от свободно
протекающего существования к тому, что представляет собой «я!» и «моё!» В этот
момент врывается то, что называется чувством персонального авторства. Это
происходит фактически для каждого человеческого существа. И это представляет
собой фальшивое чувство того, что «я», как организм тела/ума, представляю собой
источник; что «я», как это тело/ум, ответственен за создание всего того, что
происходит.
Фальшивое чувство
персонального авторства производит страдание, потому что состоит в том, будто
«я» что-то контролирует, в то время как, очевидность постоянно свидетельствует
об обратном – «я» не является контролирующим. Таким образом, устанавливается
силовое давление. В неких организмах тела/ума по какой-то причине, это чувство
персонального авторства растворяется,
то есть навсегда умирает. Это событие, в силу отсутствия более подходящего
названия, зовется просветлением. На
протяжении свыше тысячелетия этот предмет чертовски мистифицировался. По
существу, просветление представляет собой событие, которое происходит в истории
некоторых человеческих организмов.
Теперь, причина, по которой это событие представляет собой такой интерес для людей, состоит в том, что организм больше не страдает. Внутри организма появляется чувство приятия. Есть тотальное приятие, потому что появляется «понимание» того, что есть то, что есть. Нет больше чувства отделенности «меня», вовлекающегося в то, что есть и претендующего на это как на «мое» – эгоистически принадлежащее мне. Когда этого процесса больше не происходит, возникает состояние, которое называется покоем или блаженством или просветлением; есть много названий для этого.
Ø Ты можешь сердиться или быть грустной. Однако это не вызывает у тебя страдания.
Уэйн: Именно! Ты понимаешь, что гнев и печаль – функции
человеческих аппаратов. Всё это запрограммировано для переживания разнообразных
эмоций и реакций, что само по себе не создаёт страдания. Страдание создает
вовлеченность эго в печаль, гнев, боль; где отдельное эгоистическое «я»
оказывается вовлеченным в боль этого момента и проектирует ее в прошлое или
будущее. Это является той проекцией, которая совершается из этого момента в
прошлое и будущее, и которая и есть (за недостатком лучшего термина) страдание.
Ø Как происходит просветление? Как вы вернулись к
этому состоянию? Это только происходит (случается), не так ли?
Уэйн: Это только происходит. Это происходит как часть
функционирования вселенной. Указатель данного учения состоит в том, что всё
происходит таким образом; всё происходит как часть функционирования
Тотальности.
Ø Если можно получить это – то все, что происходит,
является частью Тотальности – это, возможно, является просветлением. Если можно
получить любую часть этого, это становится цельным.
Уэйн:
Да ну?! Если получаешь «это» - об этом как раз и речь.
Ø Правильно! Правильно!
Уэйн:
Но как мы говорили ранее…
Ø Это ловушка. О, хорошо.
Ø Думаю, я понимаю, о чем он говорит, потому что я
также был удивлен по дороге сюда, что если понимаешь, что все мы – одно, или
если я знаю это, тогда почему бы мне ни быть просветленным? Тем не менее,
просветление – это что-то еще, что случается в тебе, а не только чтение об этом или высказывания «я достиг этого» или
«я понимаю это».
Уэйн: Именно. Интеллектуальное понимание – это только
интеллектуальное понимание. И оно может иметь не плохой эффект; оно может
сработать в направлении обратном тому пониманию, которое у тебя есть, и
нейтрализовать какие-то другие идеи. Таким образом, интеллектуальное понимание
может иметь очень сильное воздействие и часто имеет огромную пользу для
организма. Но интеллектуальное понимание – это не просветление.
Ø Спасибо.
Уэйн:
Пожалуйста. А тебя, «муж Кристины», как зовут??
Ø Рэнди. Да, я привел её.
Уэйн:
Что заставило тебя прийти?
Ø Я стал читать книгу Денниса Уэйта «Книга Единого».
В конце книги было указано много вебстраниц, включая и эту. Я прочел пару книг
Тони Парсонса и услышал ваше имя. Я увидел, что сегодня вечером вы проводите
беседу, и решил задержаться здесь на некоторое время.
Уэйн:
Вы давно интересуетесь этим предметом, не так ли?
Ø Да, достаточно давно. Я нахожу завораживающим (с
чего я и стал заниматься дзен-медитацией) чтение книг, написанных теми, кто
говорит, что настоящая практика – это
сторониться любых практик.
Уэйн: Я знаком с этим аргументом или дискуссией. И это не
приводит меня в восторг. На мой взгляд, и это только моё мнение, любая
практика, – будь то дзен-практика или практика самоисследования – происходит
как часть функционирования Тотальности. Наблюдение, конечно, состоит в том, что
эго может предъявлять значительное требование на происходящее и прилично раздувается от этого. «Я –
занимаюсь Дзен. Я могу сидеть по двенадцать часов, и когда кто-то больно
задевает меня своими уколами, - я не уклоняюсь от этого. Посмотрите, какой я
духовный». Так происходит вовлеченность эго. Конечно, ты можешь указать на это
и сказать, посмотри, эта практика производит сильное эго, что фактически
становится преградой к великому пониманию.
Тем не менее, на мой взгляд, это довольно узкий взгляд на вещи,
поскольку если мы расширим границы нашего видения, мы поймём, что происходящее
– то есть медитативная практика и вовлеченность в неё эго – это часть
всё того же самого функционирования Тотальности. Бывает, когда практика может
«привести» к самому глубокому, смиренному пониманию.
Таким
образом, во всех этих духовных кругах маятник качается взад и вперёд. Он
поворачивается в сторону каких-то весьма неопределенных практик, и они
становятся чем-то вроде моды. И затем маятник духовной моды даёт задний ход:
«О, все эти штуки – полное дерьмо; они блокируют моё просветление. Путь
недеяния (на самом деле, суть которого состоит в том, что бы делать, не делая)
– вот настоящий путь». В
сущности, ты наталкиваешься на естественное колебание дуги маятника, на то место, которое в
настоящий момент характерно для моды.
Теперь,
ты остаешься в том сообществе, снаружи суета и давка, люди порхают с места на
место от одного духовного учителя к другому; таким образом, ты пребываешь
сосредоточенным, и достоинство этого сообщества состоит в твердой поддержке, и
ты укрепляешься в том, что ты делаешь. То же самое, конечно, если ты приходишь
в сообщество недеятелей. Все они так же усиливают друг друга: мы ничего этого
не делаем и наше ничего-не-деланье –
это правильный путь не существования, и никто из нас не существует и
никто из нас не существует вместе как эта великолепная группа.
То, что
мы пытаемся делать здесь – отойти от всего этого, отойти от колебаний духовно
модных, но неустойчивых вещей в реальное всматривание в то, что неизменно, в
то, «что есть» – без догмы, без говорения, что это такое, какое оно, что это
опасно, а другое создает проблемы или любую другую чепуху. Это все инструменты.
Части того, «что есть». Они все происходят. Мы возвращаемся к основе: «Что есть
то, что функционирует? Что здесь неизменно?
Ø То, что
описано как утрата персонального исполнителя или состояние не-дуальности, - не
может ли быть что-то из этого тем, что происходит только с людьми, которые
называются мудрецами? Кто сказал, что это вообще существует? Или это лишь
указатель, который мы можем рассматривать?
Уэйн:
Это указатель. Нет состояния не-дуальности. Любое состояние –
дуалистично по своей природе. Это данность.
Ø Тем не менее, учение говорит, что есть нечто
другое, что за всем тем, что осознается или понимается нами, существует единство.
Уэйн: Единство существует и это всё, что есть.
Ø Откуда мы это знаем?
Уэйн: Это указатель учения, а не что-то, что может быть
распознано опытным путем. Таким образом, на это указывается как на то, что
происходит, и это то, что Вей Ву Вей называет апперцепция, которая является
знанием без знающего – или существующего; кто-то называет это также
безличностным свидетельствованием. Это лишь разные способы направить к отсутствию
вовлеченности «меня». Тем не менее, суть состоит в отсутствии вовлеченности
«меня», представляющем собой отсутствие того, что наводило бы тень-на-плетень
на «то, что есть».
Ø Ну, а кто сказал так?
Уэйн:
Я говорю так. И это не является истиной. ОК? Это указатель; инструмент
учения. Мой. «Мой» инструмент.
Ø Итак, Адвайта, в некотором отношении, это как
другая религия, в которую кто-то верит или многие верят, не так ли?
Уэйн:
Это, несомненно, превращается в религию самими верующими, не смотря на
совершенно противоположные усилия некоторых учителей.
Ø Да. Если ты веришь во что-то, это истолковывается
как религия.
Уэйн: Это так. Цепляние за что-то как за незыблемую истину - «потому что я верю в это» -
становится основой для религий, философии, и тому подобное. То, что мы здесь
делаем, теоретически и будем надеяться, что это не относится к построению
другой философии и возведению другой религии, но скорее имеет отношение к
постоянному указыванию на «то, что есть». И когда ум пытается построить
философскую или религиозную структуру на этом, «что есть», мы разрушаем это.
Ø Но вы говорите, что что-то есть, если это есть, то,
что есть. И это очень сильное утверждение. Это действительно религия. Не так
ли?
Уэйн: Это, несомненно, может превратиться в религию.
Любое утверждение, от самого громкого до самого мягкого, может превратиться в
истину и затем почитаться и стать неотъемлемой частью философии или религии.
Все, что угодно. Это не входит в мои намерения, и когда я вижу, что это
происходит, я стараюсь разломать это, потому что это не имеет отношения к тому,
что мы здесь делаем.
Ø Но вы убеждены, что то, что есть – это единство.
Уэйн: Нет. Я вовсе не убежден в том,
что есть Единство. Нет такой убежденности, нет веры, нет истины, которая есть у
меня, чтобы объяснить ее тебе. Ничего подобного. Все, что я говорю, является
указателем, не истиной.
Ø Но вы что не верите в этот указатель?
Уэйн: Нет. Я не верю в молоток; это
молоток. Ты веришь в молоток? Я говорю, что это – молоток, а это – отвертка. Я
использую молоток, когда нужно что-то сделать молотком, и использую отвертку,
чтобы сделать что-то отверткой. Ты веришь в молоток? Нет. Здесь не во что
верить. Это всего лишь долбаный молоток.
Ø ОК.
Уэйн: Разве Рамана Махарши не говорил, что «это всего
лишь долбаный молоток?»
Ø Мудрец – что это, - состояние в человеческом бытии или осведомленность,
или это что-то, что проникает через живое человеческое бытие? Что такое мудрец?
Уэйн: Что такое мудрец? Вот один из моих любимых
отрывков:
«Что такое мудрец?
Мудрец – тот, кто достигает
Отдаленных человеческих
возможностей.
Трудно сказать,
Что это за возможности.
Думаю, это что-то,
Что имеет отношение
К энергии любви.
Следствием соприкосновения с
этой энергией
Является осуществление чего-то
вроде баланса
В хаосе существования.
Мудрец не нарушает хаос;
Если бы он делал это,
Мир изменился бы давным-давно.
Полагаю, что мудрец
Не нарушает хаос
Даже для самого себя.
Есть что-то высокомерное и
воинственное
В самой идее человека,
Который наводит порядок во
Вселенной.
Баланс и есть его лучезарность.
Он стремительно парит,
Подобно соскользнувшей лыже,
Лаская холмы и,
Оставляя на снегу рисунок,
В то время как его несет ветер.
И бьет о скалу.
Есть в нем что-то,
Что настолько любит мир,
Что отдаётся его законам
притяжения
И воле случая.
Вместо того, чтобы летать с
ангелами,
Он с преданностью
Сейсмографической стрелки
Прочерчивает хреновски твердый
пейзаж.
Его дом опасен подобно ловушке,
Но он чувствует себя в мире,
Как дома.
Он любит очертания людей,
Утонченные и извилистые формы
сердца.
Очень хорошо, когда среди нас
Есть такие люди,
Такие балансирующие
Чудовища любви».
Ø Это звучало прекрасно.
Уэйн: Да, думаю, это чудесно. Это написано парнем,
которого зовут Леонард Коэн.
Ø Тем не менее, это ответ на вопрос. Спасибо.
[Пауза.]
Ø Как происходит растворение эго? Через исследование?
Уэйн: Это происходит.
Ø Это только происходит.
Уэйн:
Не «только» происходит. Это происходит.
Ø Это происходит.
Уэйн: Всё происходит! Это одно из того многого, что
происходит. А потом, мы рассказываем истории о разных происшествиях, почему это
случилось, и как это произошло.
Ø Как это случилось с вами? У каждого человека это
происходит по-разному?
Уэйн:
Да. У каждого человека своя история; личные истории отличаются.
Ø Я верю, что стану свидетелем растворения этого в
своей жизни, и я познаю это. Возможно ли, чтобы это могло прийти и снова уйти?
Уэйн: Это наиболее распространенный опыт ищущего –
моменты присутствия и свидетельствования, следуют за моментами отделенности и
вовлеченности. Это движение вверх и вниз, внутрь и наружу – является состоянием
ищущего.
Ø Это то, что я чувствовал, но в действительности не
осознавал, потому что оно не удерживалось.
Уэйн:
То, что мы называем пробужденностью, является отсутствием, как
присутствия, так и отсутствия. Ты видишь, то, что ты пережил, - это то, что
продолжается дальше и чувство отдельного эгоистического «я» отступает. Верно?
Ø Да.
Уэйн: Жизнь и образ жизни, конечно, продолжается;
вселенная продолжается. Тогда это «я» возвращается и смотрит на тот период,
который измеряется движением и возвращением «я» и говорит, что это было.
Ø Это был мой опыт.
Уэйн:
Это опыт ищущего. И затем ты говоришь: «Хочу, чтобы это было всё
время». Но это итак всё время.
Ø Тогда как вы можете чувствовать это всё время?
Уэйн: «Ты» не можешь чувствовать это всё время; в этом
вся суть. Существует фантазия, что когда «я» получает «это», «я будет знать
это» всё время. Ты знаешь «это», потому что «это» измеряется. Оно имеет начало;
оно имеет конец; оно познается как какая-нибудь вещь. Вот то, что происходит с
организмом, который называют мудрецом: мудрец продолжает двигаться вперед, и
чувство отождествления, вовлеченности «меня» умирает – оно умерло; жизнь и
образ жизни продолжается, но нет «меня» возвращающегося и измеряющего «то, что
есть» как какую-то вещь. Таким образом, мы можем сказать, что мудрец
не знает Единство; скорее, мудрец ЕСТЬ
Единство.
Ø Тем не менее, возвращается ли «я» для мудреца?
Уэйн: Нет. Не возвращается эта вовлеченность «меня» и
измерение «того, что есть», как
какой-нибудь вещи; следовательно, мудрец ЕСТЬ Единство, и он не знает или не переживает Единство. Ищущий переживает Единство, потому что оно
заканчивается, и таким образом оно становится чем-то измеряемым, определяемым и
постижимым. «То, что есть» - не постижимо пока ты отделен от него, и тогда ты
измеряешь «это» как что-то и знаешь «это» как Единство. Вся эта модель не
работает больше для мудреца, поскольку того, что возвращалось бы и измерялось,
того, что было бы отделено и познано как Единство, больше нет.
Ø Очевидно, интеллектуального понимания, или даже переживания этого, как
ищущим, больше не остается в данном состоянии. Какое отличие остается в данном
состоянии? Почему это только происходит, после чего «я» вновь возвращается в
отличие от мудреца, для которого оно всегда продолжается?
Уэйн:
Почему ты блондин, а я нет? Почему ты носишь очки, а она нет? Почему?
Почему? Почему? Подобные вопросы бесконечны. Суть в ом, что это происходит. Мы
просто указываем на то, что есть; мы описываем эти различные вещи, которые
происходят.
Ø Вы также переживаете возвращение «я»?
Уэйн:
Нет, нет. Когда я был ищущим, я переживал приходы и уходы «я». То, что
мы называем окончательным растворением или пониманием – это смерть того, что
возвращается. Таким образом, это не возвращается.
Ø Итак, приходится только ждать, когда это случится.
Если это то, что хочешь, ты ждёшь, когда это случится.
Уэйн:
Ты можешь ждать, когда это произойдет. Ты можешь бегать за этим. Ты
можешь сидеть на подушке по 12 часов в день. Ты можешь пойти к парню в Техас и
послать к черту это просветление. Существуют все вообразимые методологии
«получения этого».
Ø Итак, для вас это однажды случилось, не так ли?
Окончательная смерть – ведь это случилось?
Уэйн: Событие произошло. Оно произошло и это то, что
было, - моя жизнь не изменилась фундаментально от этого. Внешняя сторона моей
жизни почти та же самая, как и семь и более лет назад, когда я оказался, втянут
в это занятие – сидение в этом кресле и говорения обо всем этом. Тем не менее,
в течение этих семи лет я занимался своим делом, растил своих детей, заботился
о своём гуру, - в целом делая то, что я делал и до этого.
Ø Вы проснулись однажды утром, и обнаружили эту
перемену? Это всего лишь случилось, так, в одну секунду, когда вы раскрыли
глаза?
Уэйн:
Думаю, ты читал мою книгу? Ты не обратил внимание?
Ø Я читаю ее! Я читаю ее!
Уэйн:
Ты читаешь очень медленно! [Смех.] Это есть в книге.
[Пауза.]
Ø Когда происходил интенсивный поиск, было много
страданий. Поиск просветления стал чем-то глубоко истощающим, думаю, это как
травма; я действительно не уверен почему. Тем не менее, без надежды тяжело. Я
думал, всё могло бы быть лучше. В чем дело?
Уэйн:
Это так. Это то, что происходит: есть страдание; есть интенсивный
поиск просветления; что-то происходит; снижается интенсивность поиска;
несомненно, остается сильная надежда, что поиск принесет какие-то плоды;
ожидание сменяется разочарованием. Это так. Это то, что происходит. Но
необходимо посмотреть на то, что случится в следующий момент. Итак, когда я
вернусь через три недели, всё может оказаться иным для тебя. Поживем - увидим.
Перевод Елены Бохоровой.