МАЯТНИК

 

Из книги Уэйна Ликермэна « Приятие того, что есть»

Перевод Н.Гориной

© 2000 by Advaita Fellowship

© 2005 Издательство К.Кравчука 

 У меня есть модель - визуальная помощь, так сказать, - которая точно описывает этот процесс. Данная модель заключается в том, что это движение подобно движению маятника, движению между полярными противоположностями, между счастьем и несчастьем, удовлетворением и неудовлетворением, получением желаемого и неполучением желаемого, здоровьем и болезнью. Жизнь - это движение между такими полярными противоположностями, и оно непрерывно.

 

Если вы полностью отождествляетесь как автор всех своих действий, тогда вы раскачиваетесь на самом краю маятника, то есть когда все хорошо, вы в восторге, а когда все плохо, вы несчастны. Когда вы здоровы, вы счастливы. Когда вы болеете, это ужасно. Когда вы получаете то, чего хотите, вы радуетесь, когда не получаете - совсем расстроены. Это состояние, в котором пребывает большинство людей, - полное раскачивание вперед и назад между полярными противоположностями.

 

К некоторым индивидам в какой-то момент этого процесса приходит чувство - и они могут даже не заметить его - приходит чувство, что может быть, возможно, я не являюсь центром вселенной. Возможно, я не являюсь началом и концом всего. Может быть, есть что-то еще. Может быть, во вселенной действует что-то помимо меня. И в этот момент происходит смещение в тотальном чувстве личного делания, в чувстве: "Я тот, кто делает все это". Об этом моменте Рамана Махарши говорил: "Твоя голова в пасти тигра, челюсти смыкаются, спасения нет". Теперь ты ищущий. Так  начинается процесс поиска того, что является движущим элементом вселенной. "Если не я, если... может быть... только [смеется]  допустить на долю секунды, что это, возможно, не я, тогда что?"  Это начался процесс поиска, процесс разотождествления с собой как деятелем.

 

Усиливающееся чувство разотождествления с собой как деятелем - это, образно говоря, движение вверх по стержню маятника. А в жизни происходит все то же самое. Происходит хорошее, происходит плохое. Но заметьте, если вы находитесь выше по стержню, ваше субъективное движение раскачивания кажется не таким широким. Вы движетесь по гораздо меньшей дуге, потому что нет чувства того, что "я делаю это". Есть больше чувства, что все это просто происходит, что "я являюсь инструментом, через который все происходит".

 

И иногда, в особенно благоприятные дни, по-настоящему благоприятные дни, ваше положение сдвигается на самый верх стержня маятника, и тогда жизнь и ее проживание продолжается, а вас это совсем не затрагивает. Есть лишь чистое свидетельствование всего, что происходит. Есть чувство (и я знаю, что вы это испытывали), чувство безличной связи со всем, и в нем ощущается Единость. Что вся эта жизнь и ее проживание просто продолжается. Все идет замечательно. Все идет в точности так, как должно быть. Это полный и абсолютный покой. И он не становится лучше! Говоря феноменально, лучше некуда. Вы едины со вселенной! Что может быть лучше?

 

Этот опыт может продолжаться пять минут, или десять минут, или один день, или неделю. Может быть, он продлится месяц или шесть месяцев. Если вам очень, очень повезет, тогда он продлится достаточно долго. Но крайне важно понять, что это переживание на самом верху маятника - это переживание в феноменальности, даже если оно безлично. Это все еще переживание. У него есть основа. У него есть характеристики. Вы можете сказать, что оно великолепно. Таким образом, там что-то есть. Это означает, что оно существует в феноменальности. А все, что существует в феноменальности, имеет одно основное свойство: оно подвержено изменениям, оно изменится. Оно несет в самом себе семя своей противоположности.

 

И это изменение трагично. Это изменение ужасно. Выясняется, что это жирный, масляный стержень маятника. Вы обнаруживаете, что сползли обратно в вовлеченность. И теперь снова раскачиваетесь. Теперь вы опять страдаете. Теперь у вас есть убежденность, что вы снова деятель, несмотря на все интеллектуальные доводы об обратном. Я имею в виду, что вы были на всех беседах, вы прочли все книги, вы знаете, что не являетесь автором своих действий, но переживание личного делания остается. Переживание таково: "Я делаю это".

 

Это переживание, возникшее из состояния безличного свидетельствования  Всего, Что Есть, просто ужасно. Оно ощущается как грехопадение. Великий христианский мистик Святой Хуан де ла Крус называл это долгой темной ночью души. У него было переживание единства с Богом, и он писал об этом очень выразительно. Он был неотделен. Он был един со всем, что есть. И затем он скатился вниз по стержню маятника. Он, конечно, не так выразился, [смех] но переживал именно это. На самом деле он сказал, что Бог покинул его. Он ощущал себя так, как будто был покинут Богом. Он впал в тяжелую депрессию. Он ничего не мог делать. В наши дни вас запирают на несколько дней, дают вам всяческие пилюли и отправляют дальше. Но тогда таких роскошеств не было.

 

Безличное Пробуждение - это не верхняя точка стержня маятника. Верхняя точка находится в феноменальности. Эта точка подвержена изменениям. Это состояние, в которое можно войти и из которого можно выйти. Это состояние в феноменальности. Оно подвержено изменениям. То, на что указывают все просветленные, - это квантовый скачок, тотальный парадигматический сдвиг от любого отождествления на стержне маятника к отождествлению с основой маятника.

 

Основа - это то, относительно чего движется маятник. Основа - это ключевая точка любого движения. Без нее движения не было бы совсем. Но точка основы определяется тем, что в ней ничего не происходит. Там нет движения. Там ничего не случается. Там нет отношений субъект-объект, то есть движения. Там есть лишь Единственность. И в этой Единственности нет качеств. В ней нет качеств, нет того, что можно переживать, и нет того, кто переживает. И это можно назвать состоянием просветленного.

 

Как у нас дела?

 

Замечательно.

 

Супер. [смех]

 

Что касается вашей аналогии с маятником - в тот момент, когда то, что привело вас на путь, решает поднять вас до основы, вы можете находиться в любой точке на стержне маятника, так? Вы не должны обязательно находиться близко от вер шины, потому что когда отождествление с отдельной сущностью отпадает, оно просто отпадает, правильно?

 

Верно.

 

Если вы полностью сливаетесь с Источником, тогда предполагается, что вы освобождаетесь от возвращения обратно.

 

Если существует лишь всепроникающий неделимый Источник, то кто "освобождается"? И кто "возвращается"?

 

Вернуться на Рам Цзы

 



Сайт управляется системой uCoz