Из книги Уэйна Ликермэна « Приятие того,
что есть»
Перевод Н.Гориной
© 2000 by Advaita Fellowship
© 2005 Издательство К.Кравчука
Вообще-то истинное
бессилие не несет с собой никакого разочарования. Разочарование приносит чувство
кажущейся силы.
Мысль о том, что ваша сила ограничена, и вызывает разочарование. Убежденность,
что вы действительно не можете ничего сделать, приносит с собой чувство неизмеримого
покоя и удовлетворения, если понимание истинно. Вы легко и комфортно отдыхаете в знании того, что все
происходит именно так, как и должно
происходить, и не может происходить никак
иначе. Но если нет истинного понимания, тогда есть чувство, что то, что происходит, неправильно, и вы
должны с этим что-то сделать. И
если вы сами недостаточно сильны, вам нужно попросить о помощи более
могущественный источник. И вот вы говорите:
«Боже, исполни мою волю! Помоги мне в этом, это несколько выше моих сил». Это
движение к признанию воли Бога хорошо
в той мере, что оно позволяет вам признать некоторую ограниченность ваших
сил. Но чтобы возник покой, вы должны сделать
следующий шаг в признании того, что
Богу принадлежит вся власть. Вы должны понять, что даже ваша
молитва Богу — это лишь молитва Бога к Самому
Себе. Это движение в Сознании, благодаря которому что-то происходит, а вы просто инструмент этой
деятельности. Итак, в каждой
конкретной ситуации делайте то, что делаете. Если приходит молитва, молитесь, а что до результата этой молитвы
— кто знает?
Да, как и вы, я
всегда полагал, что являюсь центром вселенной и обладаю огромной властью, и что я
могу сделать практически все, что захочу. Это был основной принцип большей части моей жизни.
Я чувствовал, что Бог только для слабаков, что это концепция, придуманная людьми,
чтобы сделать
их жизнь более выносимой, и что мне это совсем не нужно, потому что... я
это я! (смех) И все было прекрасно, пока однажды мой маленький
сын не заболел: у него поднялась очень высокая температура, и пока мы сидели и
смотрели телевизор, у него начались судороги. Я схватил его, выбежал на улицу
и помчался
на машине к ближайшей больнице, постоянно сигналя и не останавливаясь ни на одном
светофоре или стоп-знаке. Я ворвался в отделение скорой помощи и передал его медсестрам через
окно, чтобы они сделали что-нибудь, они отнесли его внутрь и сказали:
«Присядьте, мы к вам подойдем». Я помню, что вышел на улицу и начал молиться.
Весь мой пламенный атеизм испарился в одно мгновение. Думаю, что это очень естественно,
когда мы сталкиваемся лицом к лицу с нашей ограниченностью, с нашей неспособностью
контролировать
мир, пытаться расширить наши границы, вступая в сделку с Богом, взывать к
Богу, говоря: «Теперь, Боже, если ты поможешь мне в этом, я обещаю, что стану
лучше, буду делать все, что
Ты хочешь. Давай договоримся». (смех) Благословенна возможность сидеть в страхе, испытывая глубокое
осознание ограниченности этого
механизма тела-ума как индивидуума, и видеть, что: «Да, всё происходит именно
так, как и должно происходить, даже если это не то, чего бы мне хотелось».
***
Проблема термина «блаженство» в том, что он подразумевает представление о
чем-то невероятно хорошем и чудесном, без каких-либо отрицательных
характеристик. Он предполагает,
что вы можете получить палку с одним концом. То Блаженство, о котором говорят
просветленные, — это трансцендентное
состояние. Оно включает в себя все состояния двойственности, такие как удовольствие и боль, счастье и
горе, хорошее и плохое — все эти вещи являются его частью. Дилемма, парадокс не решается, а рассеивается. Это Понимание и
есть Блаженство, о котором говорят мудрецы. Оно не имеет ничего общего с тем переживанием в феноменальности, которое
ассоциируется со словом «блаженство»,
то есть с противоположностью несчастья. Это не то, о чем говорят
просветленные.
Обычно ищущие
думают о Понимании в терминах личности. Они думают, что Просветление — это
что-то, что произойдет с ними. «Когда я стану просветленным, тогда у
меня не будет проблем. Мне будет все равно,
оплачены ли мои счета. Мне будет все
равно, выполняются ли мои обязательства. Я просто буду жить свободно и
беззаботно, все само о себе позаботиться».
Понимание действительно таково, что все само о себе позаботится. Но
проблемы и счета никуда не денутся, неспособность угодить всем останется, все
те вещи, которые расстраивают механизм
тела-ума, продолжатся вместе с феноменальностью,
потому что личность не может быть просветленной. Просветление
— это безличное состояние. Это Трансцендентное
Понимание.
Оно не ограничено
организмом тела-ума. Организм тела-ума — это просто аспект Тотальности. Отпадает чувство личного
делания, чувство, что это я — ограниченное я — совершаю различные действия. Понимание таково, что все это единое целое. Но это не понимание индивидуального ума.
Личность не знает этого. Понимание Трансцендентно. Понимание — это То,
Что Есть.
***
С чего вы вообще
решили, что делаете что-то неправильно? Или что вы могли сделать что-то другое?
Это все, разумеется, из-за предположения, что вы делаете это! Это,
конечно, разумное
допущение. Весь ваш опыт говорит вам, что это правда, пока вы не изучите этот вопрос очень пристально (смеется). Есть чувство личного делания. И пока это чувство присутствует, будет присутствовать и чувство того,
что вы делаете это, и что если вы не
попали туда, куда вам хотелось, значит, вы делали что-то не так. Это и
приводит к разочарованию, разве нет? Одному
богу известно, как вы старались. Вы были так искренни и настойчивы, насколько это вообще возможно, и если вы ВСЕ ЕЩЕ не попали туда, вы, должно быть,
законченный неудачник! (смех) Это единственный разумный вывод. Или есть еще неразумный вывод, который заключается
в том, что не вы делаете это и
что все совершаемое этим механизмом тела-ума не может происходить
по-другому.