Рамеш Балсекар
из книги "Покой и гармония в повседневной жизни"
"Peace & Harmony in Daily Living" by Ramesh
Balsekar
Адвайта просто
означает, что Источник, какое бы имя ему ни давали - Первичная Энергия,
Сознание, Полнота, Бог - представляет собой Единственность, Одно, Недвойственность. Проявленное, возникающее или появляющееся
из этого Источника, основано на дуальности,
неизбежном существовании взаимосвязанных противоположностей: мужское и женское,
красота и уродство, добро и зло. В любое мгновение должны быть взаимосвязанные
противоположности. Мудрец принимает эту дуальность,
являющую собой основу жизни, он прочно закрепился в покое и безмятежности, хотя
его жизнь точно так же полна удовольствий и страданий, как и жизнь обычного
человека. Обычный человек не принимает дуальность,
существование взаимосвязанных противоположностей в каждый момент жизни,
выбирает из них и пребывает в несчастье. Мудрец принимает "дуальность" жизни; обычный человек выбирает между
взаимосвязанными противоположностями и живет в этом несчастье
"дуализма".
Человек понимания,
несомненно, видит предпочтения между полярными противоположностями, которые
делаются в повседневной жизни, но он полностью осознает тот факт, что
предпочтения происходят в соответствии с индивидуальным программированием в
каждом случае, и что они не делаются некой индивидуальной личностью,
которая делает предпочтение. Таким образом, человек понимания всегда находится
в гармонии с Источником. Когда происходит окончательная вспышка тотального
понимания, не исключено, что индивидуум сможет постичь неразрывную целостность
вселенной и ясно увидеть весь диапазон полярных противоположностей как великую
иллюзию или игру в притворную ссору между возлюбленными. Результатом этого
можете быть неконтролируемый приступ громогласного смеха или горестного плача.
Если бы только человек мог
постичь это, его повседневная жизнь никогда больше не была бы постоянным
процессом выбирания, сравнивания и оценивания, осуждения и восхваления - то
есть чем-то далеким от простого наблюдения и принятия. Как
же тогда в нашей повседневной жизни могут быть какие-то покой и гармония?
В своей повседневной жизни
человек стоит перед потрясающим рядом кажущихся причин
и возможных последствий. Поэтому возникает интересный вопрос: существует ли
некая одна основополагающая причина, которую можно было бы выделить и
рассмотреть? Во истину, основополагающей причиной
человеческих конфликтов и несчастья является "дуализм", который
отличен от "дуальности". Суть этого
различия необходимо тщательно проанализировать и ясно понять. В
действительности такое ясное понимание само по себе могло бы быть решением
человеческого несчастья, ибо оно бы освободило человеческое существо от двойного
узла связанности, в котором он оказался в результате неослабевающей погони за
чистым счастьем.
Дело в том, что "дуальность"
подразумевает полярность, взаимосвязанность и, следовательно, не совсем
отдельность, в то время как "дуализм" - это противостояние,
отдельность и, следовательно, конфликт. Феноменальное проявление есть
процесс объективизации, который по своей сути требует дихотомии, разделения на
два элемента: воспринимающий субъект и воспринимаемый объект. Это процесс,
известный как "дуальность": все
воспринимаемые чувствами феноменальные проявления представляют собой
взаимозависимость субъекта (познающий объект) и объекта (познаваемый объект).
Этот процесс дуальности делает очевидным тот факт,
что без такого процесса не может существовать ни один феноменальный объект, и
что ни один их двух феноменальных объектов (ни познающий субъект, ни
познаваемый объект) не имеет какого бы то ни было
собственного независимого существования: существование одного зависит от
существования другого.
Когда
есть ясное постижение основы дуальности, не возникает
никакого вопроса ни о самсаре (повседневной жизни в феноменальном мире), ни о связанности какого-либо
концептуального индивидуума - по той простой причине, что таковой
"индивидуум" есть просто психосоматический аппарат, инструмент,
посредством которого происходит процесс восприятия и познания. Наше счастье,
наши конфликты, наша связанность возникают в результате отождествления Того-Что-Мы-Есть (Сознания) с элементом познающего объекта
в дихотомии, разделении целостного ума (Сознания) на субъект и объект в процессе дуальности.
Это
отождествление в виде обособленной независимой сущности (как псевдо-субъект) представляет собой "дуализм" - майю - результатом которого является практическое
применение в повседневной жизни изначального принципа дуальности,
который подразумевает полярность, взаимосвязанность и, следовательно,
нераздельность. Именно это
иллюзорное отождествление в виде сущности является причиной всех
конфликтов, всех
страданий, всего несчастья, того, что обобщенно называется
"связанностью". Мгновенное постижение самого этого факта иллюзорности
псевдо-субъекта как независимого исполнителя-сущности
означает свободу от этой связанности.
Перевод Т. Данилевич.
Вернуться на страницу Балсекара