ПОДРАЖАНИЕ (IMITATION)
Обратите внимание, насколько вы подражаете другим. В подражании семена подлинности внутри вас умирают. Возьмите меч осознания и отсеките подражание полностью, не важно, насколько болезненно это может быть. Страдание может быть очень глубоким, но через шок проявится ваше истинное, ваше подлинное.
Дэен мастер Гутей обычно поднимал палец вверх, когда толковал вопросы Дзен.
Очень юный ученик стал ему подражать, и, когда кто-нибудь спрашивал у него, о чем говорил мастер, он поднимал палец.
Гутей услышал об этом, и однажды, когда уче-ник это делал, он подошел к ученику, схватил его, вытащил нож, отрезал ему палец и отбросил его. Ученик с воплем побежал, а Гутей крикнул: «Стой!»
Ученик остановился, повернулся и посмотрел со слезами на мастера.
Гутей стоял с поднятым пальцем. Ученик по привычке тоже стал поднимать палец… И, когда он понял, что пальца нет, он поклонился. В этот миг он стал просветленным.
У мастера все имеет значение, даже поднятие пальца... Гутей не всегда поднимал палец, а только тогда, когда толковал вопросы Дзен. Почему?..
Все ваши проблемы возникают потому, что вы расщеплены, потому, что вы не целостны, вы хаос, а не гармония. А что такое медитация? Не что иное, как достижение целостности. Объяснения Гутея были вторичны, только поднятый палец был первичной вещью. Он говорил: «Будь единым, и все твои проблемы решатся».
Ученик стал подражать ему. Подражание никуда не приведет вас. Подражание означает, что идеал находится вовне, это не нечто, происходящее внутри вас. Внутри вас есть зерно; если вы подражаете другим, это зерно останется мертвым.
Подражание должно быть жестоко отсечено. Палец — это только символ. Ученику был нужен жесткий шок, и страдание должно было дойти до самого корня существа.
Насыщенный момент осознания, отличный прием... Гутей крикнул: «Стой!» В момент остановки боль исчезла.
Просто по привычке, когда мастер поднимает свой палец, ученик поднимает свой — которого нет. И впервые он понимает, что он —не только тело, он — осознанность, сознание. Он душа, а тело — это только дом.
Вы — внутренний свет, не лампа, а пламя.
NO WATER, NO MOON, pp. 104-122
ПРАКТИЧНОСТЬ (PRACTICALITY)
He очаровывайтесь и не попадайтесь на то, что указывает вам вашу внутреннюю божественность. Вместо этого оставайтесь на пути, ведущем к божественности.
Я слышал, что однажды очень темной ночью два человека заблудились в лесу. Это был очень опасный густой и темный лес полный диких животных.
Один из них был философ, а другой — мистик, один был человек сомнения, а другой — человек веры.
Внезапно началась буря, загремел гром, блеснула огромная молния.
В момент вспышки философ посмотрел на небо, мистик посмотрел на дорогу.
Вы заблудились в еще более густом лесу. Ночь еще темнее. Иногда вспыхивают молнии, смотрите же на дорогу.
Чжуан Цзы — молния, Будда — молния, я — молния. Не смотрите на меня, смотрите на дорогу. Если вы смотрите на меня, считайте, что вы упустили... Потому что молния длится только один миг. Моменты, когда вечность проникает во время, редки, они как молнии. Если вы смотрите на молнию, если вы смотрите на Будду, — а Будда прекрасен, его лицо очаровывает, его глаза пленяют, — если вы смотрите на Будду, вы сходите с пути.
Смотрите на путь... следуйте ему.
THE EMPTY BOAT, pp. 127-128.
СУЖДЕНИЕ (JUDGMENT)
Суждение — это застывшее состояние ума. А ум всегда желает суждения, потому что быть в процессе рискованно и неудобно. Будьте очень мужественны. Не останавливайтесь в своем росте, живите в моменте, просто оставайтесь в потоке жизни.
Эта история произошла в Китае во времена Лао Цзы, и Лао Цзы очень любил ее.
В одной деревне жил очень бедный старик, но ему завидовали даже цари, потому что у него был прекрасный белый конь. Цари назначали невероятные цены за коня, но старик всегда отвечал: «Этот конь — не просто конь, для меня он как человек. А как можно продать человека, друга?» Этот человек был беден, но коня не продавал.
Однажды утром он обнаружил, что коня нет в конюшне. Вся деревня собралась, и люди говори-ли: «Какой ты глупый! Мы знали, что коня когда-нибудь украдут. Надо было его продать. Какое несчастье!»
Старик сказал: «Не надо так говорить. Просто скажите, что коня нет в конюшне. Это факт, все остальное — суждения. Я не знаю, несчастье это или счастье, потому что это всего лишь эпизод. Кто знает, что будет дальше?»
Люди смеялись над стариком. Они всегда знали, что он не совсем в своем уме. Но спустя пятнадцать дней, ночью, конь вдруг вернулся. Его не украли, он просто убежал на волю. И, мало того, он привел с собой дюжину диких лошадей.
Люди вновь собрались и сказали: «Старик, ты был прав. Это не было несчастьем, напротив, это оказалось счастьем».
Старик сказал: «Вы опять заходите слишком далеко. Просто скажите, что конь вернулся... кто знает, счастье это или нет? Это только эпизод. Вы прочли одно слово в предложении, как вы можете судить о всей книге?»
На этот раз люди ничего не сказали, но подумали, что он не прав. Как же, появилось двенадцать прекрасных лошадей!
У старика был единственный сын, который стал объезжать диких лошадей. Через неделю он упал с лошади и сломал ноги. Люди вновь собрались и стали судить. Они говорили: «Ты опять оказался прав! Это было несчастье. Твой единственный сын не может ходить, а ты такой старый, и он был твоей единственной опорой. Сейчас ты беднее прежнего».
Старик сказал: «Вы одержимы суждениями. Не заходите так далеко. Просто скажите, что мой сын сломал ноги. Никто не знает, несчастье это или счастье. Жизнь состоит из событий, а увидеть все сразу вам не дано».
Случилось так, что через несколько недель страна вступила в войну, и всех юношей деревни насильно забрали в армию. Оставили только сына старика, потому что он был калекой. Вся деревня плакала, потому что страна потерпела поражение, и люди знали, что большинство юношей не вернется. Они пришли к старику и сказали: «Ты был прав, старик, это оказалось счастьем. Твой сын калека, но он с тобой. Наши сыновья ушли навсегда».
Старик опять сказал: «Вы все судите и судите. Никто не знает! Скажите только, что ваших сыновей заставили пойти в армию, а моего нет. Но только Бог, только мироздание знает — счастье это или несчастье».
Не судите, иначе вы не сможете слиться с мирозданием. Обращая внимание на эпизоды, вы станете одержимыми, малые вещи будут толкать вас к умозаключениям. Как только вы сделали суждение, ваш рост остановился. Суждение — это застывшее состояние ума. И ум всегда хочет судить, потому что быть в процессе всегда рискованно и дискомфортно.
В действительности путешествие никогда не заканчивается.
Одна дорога заканчивается, другая начинается; одна дверь закрывается, другая открывается. Вы достигаете вершины, но появляется другая, более высокая. Бог — это бесконечное путешествие. Только смельчаки, не заботящиеся о цели, но до-вольные самим путешествием, только они могут жить миг за мигом и расти в этом, только они способны шатать вместе с мирозданием.
UNTIL YOU DIE, pp. 36-40.
БЛАГОДАРНОСТЬ (GRATEFULNESS)
Когда ваше сердце переполнено благодарностью, любая дверь, которая кажется закрытой, может открыться для еще большего благодеяния.
Очень немногие женщины достигли конечного результата в Дэен. Регентсу — одна из таких ред-ких женщин. Странствуя, она на закате пришла в одну деревню и попросилась на ночлег. Но жители деревни закрыли двери и не пустили ее. Они были традиционными буддистами и не позволили этой женщине оставаться в деревне.
Ночь была очень холодная, женщина была голодна, ей негде было переночевать. Она устроилась под вишневым деревом, но было так холодно, что она плохо спала. Да и опасно было спать — вокруг были дикие звери. В полночь, сильно замерзнув, она проснулась и увидела на фоне ясного весеннего неба полностью распустившееся вишневое дерево, протягивающее свои ветви к затянутой в дымку луне. Переполненная этой красотой, Регентсу встала и сделала знак благодарения в сторону деревни.
Через их доброту,
запретившую мой ночлег,
Я нашла себя под распускающимся деревом
в ночь этой затянутой в дымку луны.
С величайшим почтением благодарила она людей, которые отказали ей в ночлеге. Иначе она спала бы под обычной крышей и пропустила бы это благословение — эту распускающуюся вишню, и этот шепот полной луны, и эту совершенную тишину ночи.
Она не сердилась на людей, она приняла это. И не только приняла, но и приветствовала. Она чувствовала благодарность.
Жизнь безмерна. И каждый ее момент приносит вам тысячу подарков. Но вы так заняты, так озабочены вашим жаждущим умом, так полны вашими мыслями, что отказываетесь от всех подарков. Бог приходит, вы продолжаете отказываться.
Человек становится буддой в тот момент, когда он принимает все, что дает ему жизнь, с благодарностью.
ZEN: THE PATH OF PARADOX. vol. 3. pp. 179-180.
НЕУДАЧА (FAILURE)
Когда вы пытаетесь сделать что-либо сами, отдельно от целого, это становится неудачей. Удача может быть, только если вы в Боге и с Богом.
Я говорил с моим внутренним возлюбленным.
и я спросил,
Почему такая спешка?
ведь мы чувствуем, что есть некая духовная сила,
которая любит птиц, животных и насекомых,
Возможно, это тот же дух,
что давал тебе сияние в утробе матери.
Естественно, что сейчас, в путешествии своем,
ты осиротел.
Но правда в том, что ты сам отвернулся
и решил идти в темноту один.
Теперь ты запутался в других
и забыл то, что когда-то знал.
И потому все, что ты делаешь,
приводит к странной неудаче.
Ведь вы замечали это в своей жизни? Все, что бы вы ни делали, неудачно. Но вы так еще и не поняли причины, вы думаете, что просто делаете не так, как надо. И тогда вновь пытаетесь, и опять неудача. Тогда вы думаете, что у вас недостаточно мастерства. Вы долго учитесь мастерству и вновь проигрываете.
Тогда вы решаете, что просто весь мир против вас или вы жертва людской зависти. Вы пытаетесь найти объяснение своим неудачам, но так и не можете найти и понять истинную причину.
Кабир сказал, что неудача означает исключение Бога. Основная причина ваших неудач — это вы сами. Успех в Боге и с Богом. Почувствуйте Космический Дух, Дао, почувствуйте этот закон, что насыщает и проникает во все существование, из которого и вы появились и куда однажды вернетесь.
THE REVOLUTION, pp. 150. 177, 179.
Назад
|