Joel S

Joel S. Goldsmith

Consciousness Is What I Am

Дж. С. Голдсмит

Из книги

Сознание – это и есть Я

Перевод Л. Майзельс (С.Петербург)

 

Глава 2

ЛОЖНОЕ И ИСТИННОЕ ОЩУЩЕНИЕ “Я”

Бесконечный Путь несет нам откровение о том, что Бог - это бесконечное индивидуальное бытие и следовательно, Бог является каждой гранью нашего бытия, ибо все наше бытие образовано Им. Все духовное, вечное и бессмертное в нашей жизни - это бытие Бога в нас. Все тленное, человеческое и ограниченное не может быть выражением Бога, оно является лишь иллюзией и на уровне сознания Христа – не существует. Все тленное, человеческое и ограниченное должно “умереть”. Но это умирание не является тем, что обычно понимается под смертью: в данном случае, умирание - это исчезновение наших ложных представлений о Боге и о человеке, которые формировались в течение многих лет и теперь составляют то, что называется человеческой жизнью. Умирая каждый день для этой человеческой жизни, - мы возрождаемся для жизни духовной.

Иисус знал себя как Сына Бога, признавал свое Божественное сыновство, но сказав: “Я ничего не могу творить Сам от Себя” (Иоанн.5:30), он отверг мнение о том, что он как человек может обладать могуществом— то есть обладать возможностью что-то вершить. Когда ему сказали “Учитель Благий!”, - Иисус возразил: “Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог”. Истина заключается в том, что Сам Бог-Отец являет Собой Бога-Сына, выражаясь в качестве индивидуальности.

Если мы говорим, что это мы выражаем Бога, - то тем самым, мы приписываем себе некую значимость [способность совершать дела]. Но ведь мы не обладаем этой способностью! Только Сам Бог может выражать Себя, а поскольку Ему нет предела, то в этой беспредельности Его существования нет места для какого-то иного “выразителя”, кроме Него. Он выражает Себя в качестве индивидуального бытия [в виде индивидуальной жизни]. Значит, эта индивидуальная жизнь - есть выражение Бога, а не выражение человека. И это выражение Бога всегда являет Собой присутствие и могущество - способность к действию. Мы же, сами, никаким могуществом не обладаем: вся существующая сила (и действующая, и потенциальная) - это сила Бога, так как она изливается из Божества, и эта сила проявляется в виде наших индивидуальных способностей. И если бы это была чья-то личная способность - ваша или моя, то она была бы ограничена. Но поскольку любая способность, любая возможность – это возможность Бога, то она не имеет пределов.

Иисус понимал ничтожность и бессилие своей человеческой природы, понимал ее нереальность, поэтому он и смог стать тем инструментом, посредством которого проявилась полнота Бога. У каждого, из нас есть такая возможность: любой из нас воплощает собою полноту Бога в той мере, в которой сумел постичь ничтожность и бессилие своей человеческой природы.

“Виновник” всех проблем

Причиной всех разногласий и любой дисгармонии является ложное ощущение [истинного] Я. Разве есть проблема, не связанная со словом “я”? Разве существовали бы неразрешимые проблемы, если бы не это маленькое “я”? Если убрать с дороги личное восприятие истинного Я, то проблем не существует. Единственная проблема, которая когда-либо существовала, - это наше личное “я” и если бы не было этого “я”, то и не было бы проблем. То есть “виновник” всех проблем - это “я” [восприятие истинного Я как личного “я”].

Пока я считаю, что должен как-то зарабатывать себе на жизнь, находить себе жилище или принимать решение о том, что мне делать в следующем году, - я всегда буду сталкиваться с разного рода проблемами. В мире существует только одно заблуждение: ложное ощущение истинного Я и сохранение этого ощущения в своем осознании бытия. Отбросьте это ложное восприятие подлинного Я и посмотрите, что осталось от заблуждения. Поддерживая в себе ложное ощущение (“я”), мы превращаем подлинное Я - в личное “я” в себе, в тебе или в ком-то еще. Но все эти многочисленные “я” нуждаются в поддержке и сохранении, и это мгновенно создает какую-нибудь проблему.

Решением всех проблем (индивидуальных и коллективных) является обретение истинного, правильного понимания Я. Слово Я означает “Бог”. Это слово не может относиться к какому-то человеку. Оно подразумевает Бога, проявляющегося в виде человека. И жизнь этого человека во всех ее проявлениях осуществляется, управляется и хранится Самим Богом. Ибо Бог заявляет о Себе существованием человека точно так же, как природа осуществляет себя, свое естество в виде роз, тюльпанов, плодов или орхидей. Бог осуществляет Свое естество в виде вас, меня и любого другого человека.

Не огорчайтесь, если вам не удается видеть во всех своих ближних их Божественную суть, такое понимание все равно придет к нам. И оно придет не только в наш дом, но и в общественную и международную жизнь. Ведь любые изменения во внешней картине - следствие внутренних изменений. В каждом из нас свойства человеческой природы довольно сильны, поэтому невозможно в одно мгновение стереть с себя то самое “я”, которое называет себя Мери, Джон или Джоэл. Но можно начать! Прямо сегодня можно начать “умирать каждый день”.

Как “умирать каждый день”

Заучивание библейских изречений и цитирование истин не имеет большой ценности. Вместо этого лучше прямо сейчас искренне спросить себя: - Что значит “умереть”? Что имел в виду Павел, когда сказал: “Я каждый день умираю?” Существует ли такое действо умирания, которое может происходить каждый день? И что означает возрождение в Духе? Если возможно “возрождаться”, то я хочу начать прямо сейчас! Посмотрим, смогу ли я действительно научиться умирать и возрождаться, а не просто цитировать эти слова из Писания.

Возможность “умирать каждый день” действительно существует. Она заключается в том, чтобы к любой ситуации у нас было бы такое же отношение, какое было у тех одиннадцати учеников Иисуса, которые собрались вместе, чтобы выбрать двенадцатого ученика (вместо Иуды, который к тому времени совершил самоубийство). Им предстояло выбрать одного из двух (Деян.1:23). Они встретились и молились следующим образом: “Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал” (Деян.1:24). Никто из этих одиннадцати не считал себя лично ответственным за правильный выбор. Никто из них не употреблял слове “я”. Никто из них не считал своим правом решать вопрос о том, кого именно избрать. Они были единогласны в следующем: “Отец, покажи нам того, которого Ты избрал”.

Если мне нужно принять решение, или сделать выбор, а я прошу Бога показать мне то решение, которое я должен принять, то имея такую позицию: “я должен” (то есть решение принимать будет “я”), вероятно, я либо приму неправильное решение, либо вообще не приму никакого. Потому что здесь появилось [слово] “я”. Но поскольку моей жизнью управляет Бог и Он направляет ее, то моей внутренней позицией должна быть следующая: “Отец, открой мне то решение, которое принял Ты. Это – Твоя жизнь, это - Твой мир, это - Твоя вселенная. Какой выбор сделаешь Ты? Покажи мне Твоё решение”. И тогда ко мне придет облегчение, освобождение от чувства ответственности, ибо Бог не только покажет мне Свое решение, но и Сам осуществит его.

То самое “я”, которое беспокоится о том, как нужно управлять вселенной или как должен действовать Бог, и является дьяволом. Ведь на самом деле то “я”, которое мы считаем собой, не является истинным Я, а является ложным восприятием [ложным ощущением] истинного Я.

Вам станет легко и свободно, когда перед лицом какого-то нелегкого решения, выбора, действия, - вас вдруг осенит:

Благодарю Тебя, Отец, что теперь эта ноша не на моих плечах - не мне решать, что делать или что выбрать. Ты, Сам, покажи - мне то, что избрал для меня. Открой мне то, каковы должны быть мои действия в течение следующего часа, и то, какую работу Ты приготовил для меня на весь этот день. И то, что я делаю, только тогда будет правильным, когда это - Твое действие, проявленное в виде моего действия; и когда это - Твое решение, проявленное в виде моего выбора. Ибо все это - Твое бытие, проявленное в виде “моих” действий.

В этом отрывке нам открывается то, как совершает чудеса Благодать. Ибо если мы отказываемся от слова “я”, то становимся свидетелями чуда - чуда возрождения. Я знаю, что мы не сможем сделать этого на одном дыхании, в одно мгновение. В течение всех этих лет (с тех пор, как только я узнал об этом) я все еще не смог сделать этого полностью. Часто дает о себе знать след, оставшийся от этого “я”: от “Джоэла”. Хотелось бы, чтобы это “я” полностью исчезло. Но оно - настойчиво. Как будто какие-то маленькие хитренькие лисята, маленькие чертенята, живущие в нас самих, подталкивают нас к наслаждению этим маленьким “я”, - и порою это наслаждение так велико, что отказаться от него невозможно.

Любому из нас нелегко нести бремя своего личного “я” с его амбициями, страхами, желаниями. Вспомнив любую проблему в своей жизни, мы увидим, что она основана только на личном ощущении “я”, которое является настолько ограниченным в силе и мудрости, что не может ни решить эту проблему, ни исцелить ее. Вы только подумайте, что произошло бы с проблемой если бы единственным Я, участвующим в этой ситуации, было то Я, которое есть Бог! Если бы не наше маленькое “я”, то разве могли бы все обстоятельства сложиться таким “проблемным” образом? Разве смогли бы мы оказаться в такой ситуации, если бы во всем этом присутствовал только Бог?

Размышляя об этом, мы постепенно начинаем видеть, что суть любой проблемы - это обеспокоенность личного ощущения “себя” (то есть обеспокоенность того “я”, которое считает себя человеком). И если мы удалим это ощущение личного “я” и позволим тому Я (которое есть Бог) – Богом быть, то что же тогда произойдет с проблемой?

Обдумывая все это, мы начинаем прислушиваться к внутреннему “голосу”, то есть к водительству и наставлению, приходящему изнутри самих себя. Дальнейшее размышление показывает нам, что мы не только не способны принимать решения, но даже не можем самостоятельно совершать действия, и понимание этого факта ведет нас к тому, что мы начинаем верить в существование Отца и пытаемся услышать Его “голос”. Это размышление приводит нас в глубину самих себя, куда мы отныне и обращаемся за пониманием и наставлением. И теперь мы уже не думаем о Боге как о благообразном Старце, глядящем на нас облака, — теперь мы воедино слиты с Богом: слиты с самой Бесконечностью, находящейся в недрах собственного бытия и созвучны с тем самым Я, которым мы являемся на самом деле.

Только представьте себе, что может произойти, когда в страстном желании кому-то помочь мы внезапно задумываемся: “Зачем же я прилагаю все свои усилия, чтобы что-то изменить, если то самое Я, которое действительно и вершит все, - является всезнающим Я? Оно знает, что надо делать, и знает как это сделать”. И поняв это, наш ум снова сосредоточен на Боге (“уповает” на Него), признавая Его Источником, Деятельностью, Субстанцией и Законом всего сущего.

Ощущение личного “я” может вмешаться в духовное служение

Представьте себе, что некоторые из вас перестают думать о своем маленьком “я” (обо “мне”, о “моей” проблеме, о “моем” здоровье) и во время групповой медитации обращаются к тому Я, которое есть Бог, - зная, что Я в центре нас и является действующим фактором, правящим во всех ситуациях нашей жизни, и что все находится в его власти. Поскольку Оно и есть закон, субстанция и реальность, - то что же может произойти, когда мы все отбрасываем свои отдельные “я”, понимая, что внутри всех нас существует единое Я, и все помыслы обращаем только на Бога? Ведь во время большей части групповых медитаций каждый, член группы часто возвращается мыслями к себе и к своим проблемам. Но все личные мысли исчезают в той медитации, где существует только Единый, - единое Я, которое поддерживает и сохраняет Свое естество; которое питает и просветляет, обучает и проявляет; которое развивает и раскрывает Свою подлинность, и где не существует никаких отдельных “я”.

Говорят, что если бы наше личное “я” могло замолчать хотя бы на полчаса (если бы мы смогли полностью и абсолютно отбросить это “я-Джоэл”, “я-Билл” или “я-Мэри” и размышлять только о том Я, которое есть Бог), то мы обрели бы на земле царство Бога.

Изучив религиозные и философские откровения всего мира, мы не найдем более глубокого учения, чем это. Именно по причине глубины проникновения в суть бытия, это учение не могло сохранять себя постоянно, на протяжении всей человеческой истории. Ведь, как только появлялся учитель, который нес это откровение, появлялось, и несколько учеников, способных уловить его смысл. Но потом, когда этот конкретный учитель и его ученики уходили, - учение умирало, ибо немногие из нас (как свидетельствует вся мировая история) были готовы отказаться от ощущения личного “я”.

Мы можем увидеть это на примере жизни Гаутамы Будды и Иисуса Христа. Будда, постигший эту истину, открыл ее своим ученикам, которые горели желанием нести ее всему миру. И для того, чтобы осуществлять это, они решили основать ашрамы, где люди могли бы узнавать об истине и постигать ее. Но это искажало весь смысл учения, и Будда ушел из мира, поскольку слово “я” продолжало напоминать о себе. Всегда находились те, которые хотели знать, кто именно заменит учителя, кто будет следить за жилищем, кто станет душеприказчиком. Итак, слово “я” продолжало проявляться, и духовный смысл всего Откровения опять оказывался утерянным.

То же самое довелось испытать Иисусу (его откровение можно найти в Евангелии от Иоанна). Он ходил по земле, проповедуя и уча в синагогах, на улицах и в домах, потому что в нем горело сильное стремление сделать людей свободными. Однако ему также встретились те, которые хотели знать, кто будет сидеть по его правую руку, а кто - по левую (Матф. 20:20-23). Итак, снова это “я” проявило себя. Оказывается, вопрос заключался не в том, чего хочет Бог, нет: было только “я”, “я” и “я”... Потом появился, Иуда и его ревность, и, возможно, ревность некоторых других учеников. Опять подняло голову это “я” - всегда и везде это “я”!

Это слово “я” и является тем, что может разрушить духовное служение на любом его этапе и в любом его состоянии, потому что какой-нибудь ученик обязательно когда-нибудь подумает: “О, да! Это - великая истина! Я смогу научить этой истине других, я буду проповедовать её. А если нет, то я буду самым лучшим учеником этого учителя или самым необходимым его помощником. Знание этой истины может сделать многое, и я всегда буду нужным человеком - либо “по правую руку” учителя, либо подле вождя”. Я! Опять появляется “я”. Хотя, вместо всего этого, ученику стоило бы понять: “Никакого личного “я” не существует. Поэтому не имеет значения, кем именно я буду: проповедником или тем, кто внимает этому проповеднику. Ибо я знаю, что единственное Я - это Бог, и я всегда занят делом Отца”.

Осознавайте Бога как индивидуальное бытие

Пока на сцене не появляется “я” - в жизни происходят чудеса. Если кто-то обращается к нам за помощью, и нам в то же мгновение удается постичь, что не существует данной личности как отдельного “я”, - то исцеление уже началось. Но когда мы видим человека как отдельное “я” и думаем над тем, как исцелить, улучшить или Обогатить это “я”, - мы не сможем убедиться в принципах истины на практике (быть эффективным практиционером), поскольку такого отдельного “я”, которое нуждается в совершенстве, - не существует. Единственное Я- это Бог, а Он не нуждается ни в исцелении, ни в обучении, ни в обогащении.

Если кто-то говорит, что он болен, и мы пытаемся что-то предпринять для его выздоровления, - то эта ситуация подобна той, где слепой ведет слепого. Ведь тот, кто думает о себе как о больном, - в данном случае верит, что кроме Бога существует что-то еще: отдельное и отличающееся от Него [какое-то самостоятельное, независимое от Бога, бытие]. А если мы тоже верим в это, то мы оба идем по направлению к яме и имеем шанс в нее упасть. Осуществлять служение исцеления на высоком духовном уровне мы можем только тогда, когда убеждены в том, что кроме Бога не существует ничего - никакого “я” (никакого бытия, отдельного или отличного от Бога). Ведь если бы существовало такое “я”, - то не существовало бы Бога: ибо одновременное существование беспредельности Бога и... смертного, больного, умирающего существа [или даже здорового и красивого существа] - невозможно.

Данное понимание рассеивает не только мнение о существовании физической болезни и об умственной причине этой болезни, но и убежденность в существовании самого человека, который испытывает все это, - и тогда мы приходим к пониманию истинной сути того, что ранее называли “человеком”. Мы больше не занимаемся улучшением человека - его оздоровлением или просвещением, нет: теперь Бог открылся нам как бесконечное индивидуальное Бытие, и мы хотим увидеть Бога в том, кого прежде называли “человеком”, - мы хотим увидеть его жизнь как постоянное воплощение Бога. Для этого мы должны, во-первых, “каждый день умирать” (для мира человеческих представлений), чтобы возродиться в своей духовной подлинности; и во-вторых, когда кто-то обращается к нам за помощью— мы должны немедленно напоминать себе, что во всем Божьем царстве не существует таких вещей, которые они могут рассказывать о себе: нет там ни такого человека, ни такой ситуации, ни такого состояния. И когда мы поддерживаем и сохраняем в себе такое понимание бытия, - вот тогда вокруг нас воцаряется гармония.

Если мы вспоминаем кого-то из своих друзей или родных, переживающих беду или испытывающих глубокую неудовлетворенность жизнью, то: вместо того, чтобы обдумывать варианты помощи, мы садимся и размышляем следующим образом: “Разве в действительности может существовать такая личность, какой она мне сейчас вспомнилась? Бог является бесконечной индивидуальностью. Бог является бесконечной личностью. Бог является бесконечным Единым. И никого другого, кроме Бога, -не существует!”

Чтобы оказывать помощь, - надо научиться “умирать каждый день”, и один из способов научиться этому – начать обучать себя напоминанию, которое я называю “Не-Я”: “То, что я подумал только что о себе, - это на самом деле не "я! Этот человек не имеет ко Мне никакого отношения и не интересует Меня. Истинное и единственно существующее Я скрыто за тем, что сейчас кажется мне человеком”.

Устремляйтесь к Самому Богу

Никогда не пытайтесь размышлять над самой проблемой. Никогда. И никогда не размышляйте о том человеке, у которого возникла проблема. Любые мысли о человеке и о проблеме мы всегда оставляем “за порогом” медитации, и не позволяем войти в медитацию ничему, Кроме размышления о Боге и о Его мире.

Что такое Бог? Что такое царство Бога? Что такое владычество Бога? К чему оно приводит? Как проявляется царство Бога на земле? В чем истинный смысл божественной любви? Как воплотить в жизнь эту заповедь: “Возлюби ближнего своего как самого себя”?

Иногда, после того как меня просят о помощи и я говорю человеку, что я помогу ему (что я и делаю в то же мгновение), мысль об этом человеке не оставляет меня и продолжает приходить: либо в тот же самый день, либо на следующий день, либо через неделю. И когда так происходит, то я понимаю, что та проблема, вероятно, еще не решена и нужно сделать что-то еще. Но что сделать? И тогда я просто говорю самому себе: “Оставь меня, мысль о человеке. Я должен вернуться к Богу”. И я мысленно возвращаюсь к Богу - к Тому, кто не имеет ни проблем, ни физического тела, ни возраста, ни жизни, ограниченной временем и пространством. И я остаюсь там - с Богом. А если туда пытается проникнуть мысль о данной личности, - я не. позволяю ей войти: я не “впускаю” в свое сознание ни лицо этого человека, ни воспоминание о его облике, ни его имя, ни воспоминание о самой проблеме. Я не хочу, чтобы ложное представление о Я вошло в мое сознание. Я общаюсь с его истинным Я - с тем Я, которое есть Бог. Я общаюсь с Ним, а не с так называемой человеческой сущностью и не с человеческими несчастьями. Я соединяюсь с тем, чем этот “человек” является на самом деле, - я соприкасаюсь с бытием Бога. И когда я так делаю, то начинает проявлять себя гармония.

Если бы я думал о каждой личности как о человеческом существе с его человеческими проблемами, то я, вероятно, превратился бы в еще одного активного деятеля в нашем мире, который постоянно совершает разные благие дела. И время от времени мне приходилось бы вновь делать то, что когда-то уже было сделано (ибо после того, как какое-то благое дело совершено, приходит, время, когда в нем опять появляется нужда). Но если я вижу данную личность не как существо человеческое, - а как духовную реальность (и твердо держусь этого знания о нем), то в его жизни начинает воплощаться его истинная сущность.

Такой подход стал методом моей личной практики. Вот почему в каждой книге о Бесконечном Пути существует глава о молитве духовного исцеления или об исцеляющей медитации-размышлении. И хотя по форме эти медитации могут быть различны, в их основе лежит один и тот же принцип. Каждая медитация начинается и заканчивается мыслью о Боге, и ничто иное, кроме Бога, - в медитации появиться не может. Поэтому в вашей медитации- размышлении не должна появляться мысль о человеке, обратившемся к вам за помощью.

Когда кто-то просит помощи, - мои мысли обращаются к тому, что составляет суть Самого Бога: Бог. Может ли Бог нуждаться в моей помощи? Нет, Бог - это вечная жизнь, Бог Сам поддерживает и питает Свою жизнь, и эта жизнь не нуждается в моей помощи. Жизнь - это Дух, а Дух - бессмертен и вечен. Он не может иссякнуть, прийти в упадок, погибнуть, подвергнуться тлению и разложению; Он не может стареть и изменяться. В Нем нет места боли и страданию. Бог, Дух, - является сущностью любой формы, субстанцией любой формы. Следовательно, все сущее во всей этой вселенной - это Бог, принявший форму [все сущее сформировано Богом и образовано Им]. Всё, что существует в этой вселенной, - это создание Духа, создание Самой Жизни, Истины. Оно управляется вечным законом Бога. и, никогда не сможет оказаться за пределами Божественности. Точно так же, как дважды два - всегда равно четырем, и нет такого места на земле, где это было бы равно пяти.

Итак, моя медитация всегда остается в “сфере” Бога. Если, допустим, я сталкиваюсь с ситуацией, в которой кто-то переживает проблему немощи, бессилия, то я могу размышлять следующим образом: поскольку Бог является причиной всей деятельности (источником всей действующей силы), то любая деятельность может быть только совершенной. Ибо никто не обладает своей личной действующей силой, своей личной активностью: активностью обладает только Бог, только Бог является деятельностью и активностью бытия.

Разве человек может обладать своей личной силой? Писание говорит: “Господь - сила моя” (Исх. 12:2). Но сила Господа не может иссякнуть, вот почему “сила моя” не может ни уменьшиться, ни увеличиться.

А если человек находится в таком состоянии, что его жизнь в опасности? Но что может угрожать его жизни, которая есть Сам Бог? Разве жизнь Бога может быть в опасности? Нет.

А движение на дорогах? Ведь так много плохих водителей - неумелых и беспечных! Но разве это в действительности так? Существует только один Разум, и этот разум - инструмент безграничной Мудрости. И этот Разум является разумом индивидуального бытия. Да, судя по внешнему проявлению (оценивая внешнюю картину по общепринятым меркам), на проезжей части дороги присутствует множество людей и каждый имеет свой личный разум, свое собственное понимание. И очень многие из нас расплачиваются за то, что приняли за истину такое, казалось бы, “разумное” мнение. Я же придерживаюсь той истины, что разумом индивидуального бытия является Бог, и во всей вселенной воплощается только безграничная мудрость Бога.

Человек не имеет своей личной мудрости: Он не может быть ни глупым, ни умным. Он не может быть ни хорошим, ни плохим. Он не может быть ни больным, ни здоровым. Всей безграничной мудростью является Бог. Только Бог является благом. И только Бог является бессмертным бытием. Я никогда не смогу согласиться с тем, что какой-то человек может быть духовным, совершенным или хорошим. Я знаю только одно, что Бог является благом: Бог есть жизнь, Бог есть любовь. Бог есть бесконечная мудрость, Бог есть разум. Все, что существует, - только проявление Бога, а человека, как такового, - вообще не существует.

Поэтому я не приписываю кому-то заслугу в том, что он - добр, и никого не осуждаю за то, что он - зол. В моем понимании вообще не существует такой категории, как “ты”, - какого-то отдельного человека. Я придерживаюсь той истины, что единственное “ты” в тебе - это Бог; и единственное, что может воплотиться в тебе, - это Бог. Но тогда это уже будет Бог, проявляющий Себя: это уже не ты... Это - Бог, проявляющий Себя в виде тебя. И поэтому ты не можешь приписать себе заслугу в том, что это ты воплощаешь Бога: ведь, это не ты проявляешь Бога, а это Бог проявляет Себя в качестве тебя, - и Он совершенно не оставляет места ни для твоей личной славы, ни для твоего личного выражения.

То зло, которое мы видим [то, что мы видим, как зло], - не имеет в себе жизни, оно не является “живым”. Но наше признание злом того, что мы видим, - и является причиной наших бед (ибо именно сам факт того, что мы определяем увиденное - как “зло”, и заставляет нас страдать от этого “зла”). То благо, которое мы видим [то,, что мы видим, как благо], - это Бог, воплощающий Самого Себя. Приписывая это благо какому-то человеку (говоря: “Ты здоров” или “Я здоров”; “Ты богат” или “Я богат”), мы отбираем славу от Бога. Только Бог - здоров, и только Бог - богат. Не мы выражаем это здоровье, и не мы воплощаем это богатство: все это делает Бог. Существует только Бог, который воплощает Себя в качестве индивидуального бытия. Всегда существует только Бог, и вся слава всегда принадлежит Богу.

Глава 3
УМ КАК “СРЕДСТВО ПРОВОДИМОСТИ”

Один из шагов, ведущих нас от жизни озабоченной, беспокойной и напряженной к жизни Благодатью, - это постоянное насыщение ума истиной. Во всех книгах Бесконечного Пути подчеркивалось, что познанию буквы истины (то есть познанию принципов) - нет конца. Поэтому познание принципов бытия мы всегда будем рассматривать как краеугольный камень и фундамент всего “здания” сознания. Мы начинаем с интеллектуального познания принципов бытия - с познания буквального смысла истины. Например: мы обучаем свой ум считать Бога единственно существующей Силой; и, пропитывая свой ум данной истиной, - мы как бы заново создаем [переформировываем] свое сознание. И приходит такое время, когда нам уже не Надо напоминать себе о том, что существует только одно Могущество, ибо эта истина становится частью нашего бытия, и у нас даже мысли не появляется о том, что могуществом может обладать что-то еще, кроме Самого Бога, - что может существовать какое-то отдельное воздействие или влияние.

Ум не может сам выбирать то, о чем ему думать, - выбор делаем мы, и только мы. Мы сами должны придерживаться принципа единого Могущества: напоминать себе о нем, размышлять, применять этот принцип для осмысления каждодневного бытия. Каждый раз, когда что-то или кто-то нам кажется воздействующим или имеющим какое-то влияние, - мы мысленно возвращаем себя к принципу: “Нет. Существует единственное Могущество, и это - Бог”. Следуя этому принципу в осмыслении всего бытия, мы, тем самым, перестраиваем свое состояние осознавания. Мы как бы умираем ( I Кор. 15:31) - то есть перестаем быть теми, кто верил одновременно в существование двух действующих сил, - и возрождаемся для знания единого Могущества – единой Силы.

Возьмем другой принцип, лежащий в основе учения Бесконечный Путь: принцип единственного Я. Бог - это бесконечное Само-существование, Я [бытие в самом Себе]; Бог - это мое Я; Бог - это ваше Я; Ибо существует только одно Я... Ум, сам по себе, не мог бы принять принцип единого Я: принять этот принцип за истину и поддерживать его в мышлении должны мы сами. Каждый раз, когда мы слышим о ком-то или о чем-то, что считается опасным, злым или безумным, мы должны напоминать себе: “Но этого не может быть! Ибо существует только одно Естество - одно единственное Само-существование, одно единственное Я. И я являюсь этим Я. Мы придерживаемся этой истины независимо от того, с каким внешним проявлением сталкиваемся, - с проявлением мужского “я” или женского “я”; бедного “я” или богатого “я”; больного “я” или здорового “я”. Делая так, мы “умираем” для веры во множество разных существований и возрождаемся в сознании единого Я - единого Само-существования.

Обучение ума правильному пониманию здоровья и обеспечения-всем-необходимым

Существует всеобщее мнение, что если предпринять надлежащие усилия, то в том мире, где мы живем, можно найти все необходимое. Но истина заключается в следующем: Я есть обеспечение-всем-необходимым. “У Меня есть пища, которой вы не знаете” (Иоанн. 4:32). Если бы наш ум действительно знал это, то мы не нуждались бы в поучениях о том, что такое обеспеченость-всем, однако ум не мог знать истину до тех пор, пока не был "ознакомлен с нею. Теперь же, после того, как она была представлена уму и им воспринята, - мы продолжаем напоминать ему о ней, чтобы полностью пропитать ум этой истиной: Я есть достаточность-всего-во-всем, Я есть Путь, Я есть пища, вино и вода.

Как только к нам приходит искушение (мысль о том, что нам что-то нужно или чего-то не хватает), - мы тут же возражаем себе: “Минуточку! Я же не собираюсь оценивать происходящее по его внешнему проявлению, то есть “судить по наружности”. Сейчас я сужу “судом праведным”, - то есть констатирую факт в соответствии с истиной. Истина же заключается в том, что у меня есть пища, которой мир не знает, и она у меня есть в избытке, ибо остается еще “двенадцать коробов””. Если мы постоянно придерживаемся этой истины, то наш ум становится настолько насыщенным и пропитанным ею, что мы “умираем” для ощущения нужды, потребности в чем-то, недостатка чего-то... И возрождаемся для осознавании вездесущего изобилия. Многие не понимают, почему же после того, как обеспечение-всем уже проявляло себя в их жизни, - им снова (через год или два) приходится сталкиваться с тем же самым состоянием нужды и неудовлетворенности. Почему же это состояние удовлетворенности, состояние достаточности-всего не стало для них постоянным? Потому что в данном случае не было достигнуто сознание обеспеченности-всем. А пережитое ими тогда состояние достаточности-всего, удовлетворенности всем - могло появиться либо в результате чьей-то помощи в осознавании, либо в результате мгновенно промелькнувшего у них понимания. Но они не обрели самого сознания обеспеченности-всем.

Подобная ситуация происходит и с болезнями: мы можем каждый год болеть, затем выздоравливать, а потом снова болеть и снова выздоравливать. Но ведь такая последовательность не является необходимой. Что же делать? Надо обрести сознание здоровья. Чтобы его обрести, мы должны “умирать каждый день”: отказаться от массовых убеждений о существовании двойственности (одновременном существовании двух действующих сил) и возрождаться в новом сознании Умного Могущества - могущества Я ЕСТЬ. Но это не то Могущество, которое воздействует на нас: Оно действует через нас и в виде нас.

Ум - это инструмент

Истина заключается в том, что только тогда мы являем собою Божественность, когда опустошаем себя от массовой веры в одновременное существование двух сил и от веры в свое личное, самостоятельное существование, которое постоянно пытаемся возвеличить, обогатить или прославить. Когда мы осознаем, что Я, которым мы действительно являемся, - есть Бог, то нам становится ясно, что это Я не нуждается в идеализации или восхвалении, что Оно не нуждается в публичном признании или славе.

В погоне за славой или в попытках самоутверждения мы продаем свое первородство за чечевичную похлебку. Мир всегда в одной руке держит корону, а в другой - крест, и не надейтесь, что он успокоится прежде, чем мы окажемся на этом кресте. Каждый чемпион мира знает об этом, ибо сам пришел к такому открытию. Как только он становился чемпионом, капризная толпа начинала подбадривать его противника. Как сказал Экклезиаст: “Суета сует, суета сует, все - суета” (Еккл. 1:2). Так оно и есть.

Мы обладаем тем, что бесценно: наша истинная суть - это бытие Бога. Невозможно иметь больший дар, чем этот. А еще мы имеем ум - чудесный инструмент, прекрасное средство передачи (или средство проводимости, “трансляции”), которое принимает в себя все то, чем мы наполняем его. Поэтому давайте постоянно пропитывать его истиной о единой Силе, и, когда внешняя картина будет представляться нам полем деятельности двух сил, мы будем оставаться в ясном осознавании бытия, напоминая себе: “Нет, нет. Я признаю истинным только то, что Бог, Дух является единственно действующей Силой”.

Затем мы вводим в свой ум слово “закон”. Бог есть закон, и поэтому весь существующий закон - духовен. Но нам часто кажется, что на самом деле в мире действуют юридические законы, материальные и умственные, и когда мы готовы поддаться этому мнению (ибо не знаем, как совместить |их с нашим знанием о едином законе), - мы просто напоминаем себе о своей твердой позиции: “Нет. Я не принимаю эти законы как истинные. В качестве закона я принимаю Бога и только Бога”. И опять: делая так, мы “умираем” для своего страха перед действием разных законов и возрождаемся для сознания единого закона.

Ум - это не что иное, как инструмент, который в своей первозданной сути является необусловленным. Ведь сам ум не обладает качествами добра или зла. Он всего лишь инструмент, средство, данное нам для использования. Разве мы не говорим: “мой” ум, “его” ум, “твой” ум? Ум не является “тобою” или “мною” (он - не есть “ты” или “я”), иначе мы не могли бы думать о нем в терминах принадлежности: “мой”, “твой”, “ее”. У каждого из нас есть это средство - ум, (который является умом индивидуального бытия и, вместе с тем, является единственно существующим умом.

Наши мысли могут быть “хорошими” или “плохими”, разрушительными или конструктивными. То, что и как думает наш ум, - определяется нашим состоянием сознания, а сознание и есть то, чем мы являемся. Наш ум не может помешать нам думать все то, что мы хотим думать, потому что во главе этого процесса находимся мы. И наш ум вынужден позволять нам пользоваться им для любой цели, которую выбрали мы. Если мы хотим пользоваться им во благо, то именно так мы и будем его использовать. Если мы хотим использовать его во зло, то именно так он и будет нами использован. Когда мы приходим к такому пониманию, - тогда мы можем начать управлять своим умом, зная, что ум - это, инструмент, средство.

Уповайте на истину

В самом начале своего духовного поиска (когда мы исследуем метафизический [ментальный] подход к осознанию бытия), мы учимся “уповать” на истину ("...Ибо на Тебя уповает он" [Ис.26:3]) - то есть сосредоточиваться на истине, насыщать ею ум и отказываться от всех суждений о жизни, противоречащих этой истине. Такое внимание к своему мышлению не означает, что ум представляет собою какое-то могущество или обладает особенной властью. Властью обладаем мы. Мы, сами, выбираем то, чем наполнять свой ум, - и наша внешняя жизнь всегда демонстрирует собою все то, чем именно мы наполняем его.

Ум, сам по себе, подобен оконному стеклу: стекло не создает свет и не приносит нам его, - оно пропускает его. Стекло представляет собой прозрачность, проницаемость: средство проводимости (или средство передачи, трансляции), через которое проходит свет. И наш ум является такой же проницаемостью, такой же способностью передавать, переносить [интерпретировать], которая представляет нам в форме все то, из чего он состоит (чем мы наполняем его).
Пропитывая и наполняя ум истинами бытия, мы как бы подталкиваем к исчезновению свое старое “я” - то “я”, которое боится всяких негативных влияний; которое считает, что является самостоятельной сущностью, отдельной от Бога; которое не верит в свою божественную суть. И мы позволяем ему “умереть”, чтобы мог возродиться тот, кто знает, что он - един с Отцом.

Необусловленный ум - это идеальная “прозрачность”.

Как только мы понимаем, что единый универсальный ум - это чистый инструмент, зеркало всего того, что содержится в нашем сознании, - в нашей жизни сразу начинают происходить изменения. Ведь если в нашем уме хранятся ложные представления, то результатом этого будет искажение истины (допустим, имея неверные представления об умножении чисел, мы можем считать, что дважды два равно пяти). А если наш ум насыщен истиной, то в своей жизни мы видим проявление гармонии. “Изберите себе ныне, кому служить”. Ум, сам, выбирать не может, - выбираем именно мы. Избрав для себя истину, мы храним ее в уме и питаем, и тогда именно такой ум становится средством проводимости [передачи, интерпретации] для всех аспектов нашей жизни.

Вот почему, когда мы находимся в медитации, наш слух - обострен, наше ухо - внемлет (как будто мы ожидаем воспринять нечто слышимое). Но это внимательное вслушивание -лишь символ внутреннего слуха, настроенного на Бога. Когда я провожу занятия, я не использую обычный мыслительный процесс (“не думаю”), а просто поддерживаю свой ум в состоянии чистой прозрачности, чтобы воспринимать мысли Бога. Ибо: “Мои мысли - не ваши мысли, не ваши пути - пути Мои” (Ис.55:8). Разве мы можем с помощью мысли прибавить себе роста хотя бы на один локоть? И разве мы можем с помощью мысли сделать белые волосы черными? Но когда мы восприимчивы к тому, что приходит из глубин самого нашего естества, - вот тогда земля мысленных представлений может “растаять” (пс.45:8).

Начиная медитацию, мы вспоминаем изречения истины (отрывки из священных писаний, цитаты, отдельные слова), и они помогают нашему уму настроиться на “внемлющее” состояние. Затем приходит и само это состояние: состояние внимательнейшего вслушивания в глубину самого себя – тот период, когда наш ум готов воспринять любую идею, любой импульс или внутреннее впечатление, которые Бог приготовил для нас. Так мы воспринимаем мысли Бога, деяния Бога, слова Бога, истину Бога. Иногда мы будем воспринимать идеи, полностью отличающиеся от тех, которые когда-либо слышали или о которых читали.

Каждый из нас, кто нашел то учение истины, которое считает близким себе, в какой-то мере уже подготовлен к тому, чтобы эту истину воспринять. Но из какого источника мы можем ее воспринять? “Царствие Божие внутрь вас есть” (Лук. 17:21). Только когда мы научимся ни о чем не беспокоиться, не обдумывать все заранее, а быть спокойными и невозмутимыми, тогда мы сможем воспринять внутренние впечатления - движение своего сознания. Это внутреннее впечатление может проявиться в виде идеи или в виде побуждения к действию, оно может прийти как чувство или как ощущение понимания. Но в каком бы виде это движение сознания ни предстало - оно обязательно принесет определенные плоды в нашу жизнь. Ибо как только мы касаемся Источника жизни, - Он начинает питать нас, одевать, наставлять, вести, поддерживать и защищать.

Ум, “пропитанный” истиной, исцеляет

Если я считаю единое Я своим личным Существованием, своим Естеством, а невидимый и бестелесный ум считаю Своим инструментом (который поддерживаю наполненным истиной), - то состояние или деятельность тела или мозга регулируется само собой. Как? А вот как: я поддерживаю в себе (в своем уме) знание истины, то есть я познаю ее посредством своего ума, и теперь весь мой ум “составлен” из истины. Но это значит, что данная истина становится самой сущностью и субстанцией моего тела (ибо сам ум является той субстанцией, которая образует ощущение материальности тела). Ум не является чем-то отдельным от тела и отличающимся от него: ум является самой сутью и субстанцией тела. Следовательно, мое тело демонстрирует собою все то, чем я насыщаю свой ум.

Один из примеров, на котором это легко понять, -действие порнографии: если человек заполняет свой ум порнографическими картинками, то его тело откликается на такую “пищу для ума” постоянным состоянием сексуального желания. И если ум заполнен непристойностями, то в теле начинает ощущаться недомогание, утомление, - и избежать этого нельзя.

И наоборот, тело человека, дающего уму пищу духовную, становится спокойным и гармоничными, и всякое напряжение в таком теле отсутствует. Отсутствие напряжения в теле и отдых не зависят от продолжительности и даже от наличия сна. Сон - это не деятельность Бога, сон - это состояние близкое к бессознательности, и он считается необходимым только с точки зрения массового сознания. Отдых - необходим, но можно найти покой и отдохновение, наполняя свой ум духовной истиной. Когда мы так делаем, наше тело расслабляется и обретает покой. Такое состояние может завершиться сном (хотя и не обязательно), но работая подобным образом, мы убедились, насколько малой становится потребность в сне, когда ум насыщается духовной истиной.

Наше тело соответствует тому, чем мы наполняем свой ум. Если мы постоянно помним истину о Боге, человеке, теле, законе и субстанции и продолжаем насыщать свой ум духовной истиной (пока не достигаем абсолютной убежденности в том, что существует одно-единственное Присутствие и одна единственная Сила), - то мы будем способны исцелить самого себя и всех тех, кто обращается к нам за помощью. Когда все дни и ночи заполнены молитвой и познанием истины, тогда наша жизнь - это жизнь самой истины, в которой любое внешнее проявление окрашено ее светом.

Когда вы перестаете считать любое отклонение от гармонии реальностью, а считаете его только рисунком ума, - тогда и становится успешной ваша работа по исцелению. Если же вы будете думать о болезни или о нежелательных обстоятельствах как о том, что нужно преодолеть, - то вы никогда не станете хорошим целителем. Надо научиться видеть происходящее не как действительные обстоятельства или состояния, - а как внешнюю видимость или как гипнотическое внушение (независимо от того, в каком виде это происходящее предстает перед нами: безработица, рак, безумие или туберкулез). И пусть теперь эта внешняя картина соприкоснется с тем умом, который пронизан истиной, - вот тогда и начнется исцеление: вы станете инструментом для исцеления еще до того, как будете возрождены - “родитесь вновь”. И ваше возрождение осуществится намного быстрее.

Удерживайте в себе истинное понимание. Не пытайтесь изменить внешнюю картину происходящего. Пусть внешняя картина, соприкоснувшись с вашим умом, наполненным и пропитанным истиной, - рассеется сама. Если же вы будете пытаться что-то сделать с самой внешней видимостью – то вы просто запутаетесь в ее сетях, ибо это значит, что вы попали в ловушку и приняли ее за реальность, тогда как реальной она не является. Ведь если бы эта внешняя картина была реальной, то исцелить ее было бы невозможно. Если бы Сам Бог создал это, то разве можно было бы это перевоссоздать? Поверьте: ни один человек не сможет изменить то, что создал Бог. Все это (грех, болезнь, нужда) может исчезнуть из вашей жизни только потому, что Бог никогда этого не создавал. И исчезновение этого зависит от того, насколько прилежно в своем осознании вы сможете придерживаться духовных принципов, возрождаясь в Истине.

Если мы принимаем за истину метафизический принцип “упования” на Бога (сосредоточения ума на истине бытия), и если придерживаемся позитивной стороны жизни (позволяя негативной стороне постепенно атрофироваться), то вскоре обнаружим, что мы, тем самым, управляем своей жизнью, разумом и своим телом. Но дело не только в этом. Дело в том, что, в конце концов, мы перестаем думать сами [перестаем последовательно “вытягивать” мысли из памяти], - мы начинаем воспринимать мысли. Это и есть то мгновение, когда входит Я, - то самое Я, которое есть Бог.

Когда Павел сказал: “И уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал.2:20), он имел в виду то, что в тот момент он воспринимал жизнь - воспринимал наставления, воспринимал владычество и правление трансцендентального и невидимого Я. И когда так происходит, то воспринимает все эти полученные наставления - ум, только теперь наставления уму даем не мы, а они исходят от того Я, которым в действительности мы являемся. Вот тогда можно сказать, что это не мы осуществляем мышление (не мы думаем), а мысли появляются сами, мысли просто приходят к нам.

Бог - это не ум, и поэтому ум не может обладать особым могуществом. Однако ум в своем необусловленном состоянии является средством совершенной проводимости для Бога - идеальной пропускающей способностью. И если мы “уповаем” на духовную истину (то есть постоянно насыщаем и пропитываем ум духовной истиной и духовной гармонией), то скоро обнаружим, что не только наш собственный ум является благословением, но и ум каждого, кто оказывается в нашем окружении.

Глава 4

СОЗНАНИЕ

Слово сознание является одним из наиболее важных для .понимания идеи Бесконечного Пути, однако дать ему определение настолько же трудно, насколько трудно определить слово “Бог”. Любое слово, которым называют Бога, - еще не есть Сам Бог. Даже само слово “Бог” - это не Бог. И такие слова, как Душа, Дух, Принцип, Любовь - это не Бог, а лишь слова, показывающие определенные аспекты Бога.

Понимание того, что есть Бог, не придет через слова. Но когда исчерпаны все слова, вы обнаружите Нечто, являющееся не словом, а вашим личным существованием, вашим естеством, - и это есть Я. И Я - это не слово, Я - это мое собственное существование, Я - это мое естество.

Когда Моисею открылась истина Я ЕСТЬ - ему открылся Бог, и Моисей испытал то переживание, которое выходит за пределы слов.
Учитель Иисус Христос сказал: “Я
есмь путь, и истина, и жизнь” (Иоанн. 14:6). Он провозглашал существование Я, и поэтому то, что познал Моисей, Учителю открылось как “Я и Отец - одно” (Иоанн. 10:30).

Расширение осознания

Когда кто-то из нас говорит: “я”, то тут же могут возникнуть вопросы: “Кто я? Что такое я? Где обитает это “я”? Каково мое назначение?” И это является тайной – тайной всех времен. Поэтому мы и начинаем поиск, ибо нам ясно, что ни “я”, ни “ты”, относящиеся к человеку, - не являются Богом…

 



Сайт управляется системой uCoz