Из книги Рамеша Балсекара «Сознание говорит»
Ученик: Может случиться так, что человек имеет только небольшое понимание в духовной области – а просветление происходит?
Балсекар: Это безусловно возможно! Вы имеете в виду, может ли быть квантовый прыжок с минимального уровня понимания к полному пониманию? Да, такой прыжок возможен.
Ученик: Я должен задать вопрос – как?
Балсекар: «Как» – это больше чем я могу сказать. Все, что я могу сказать, это то, что это происходит, и я следую этому. Самое же большое препятствие – «как». Единственным ответом является тот, который давал Рамана Махариши: «Кто хочет знать?»
Ученик: Значит, никаких предпосылок нет, нет особого типа людей, с которыми это случится вероятнее всего?
Балсекар: Много лет назад жил доктор Шелдон. Духовные дела его не интересовали. Его интересовал вопрос – можно ли как-то классифицировать человеческие организмы на определенные типы. Он и его помощники пришли к выводу, что существует три типа. Первый тип – физически мягкий, но по темпераменту очень несдержанный; они назвали этот тип висцеротоническим. Второй тип – мускулистый, с широкой костью, склонный к соперничеству; его назвали соматотоническим. Третий тип – безразличный к соперничеству, интроверт с тонкой костью и слабой мускулатурой; его назвали церебротоническим типом.
Когда начинается духовный поиск, это может произойти с любым из этих трех типов. И этот поиск доставит данный организм на тот путь, который наиболее всего ему подходит. Индуистская традиция дает описание трех путей, или йог, которые удивительным образом соответствуют этим трем типам.
Висцеротонический организм скорее всего будет приведен на путь бхакти, или преданности. Соматотонический тип будет приведен на путь действия, или карма-йоги. Церебротонический естественнее всего будет склонен к пути знания, или джняна-йоги. Но хотя все эти пути в смысловом аспекте отличны, они могут сливаться, и очень часто они действительно сливаются; особенно бхакти и джняна, они часто идут вместе.
* * *
Ученик: Вы говорите, что есть организм тела-ума, и в нем происходит просветление, затем этот организм продолжает существование – может это случиться с психопатом?
Балсекар: Нет, поскольку организм психопата не будет готов к получению того, что называют просветлением. Я имел в виду, что это может произойти в организме любого типа. Это может случиться с висцеротоником, который является бхактой, или преданным, это может случиться с соматотоником, который всегда стремиться чего-то достичь, или с джняни, который является церебротоником. Это может произойти с любым из этих типов. Но в пределах каждого типа организм должен эволюционировать до той стадии, когда он сможет принять то событие, которое именуется просветлением. Во времена Эйнштейна было много ученых, но только Эйнштейн был в состоянии получить теорию относительности. Его интеллект был достаточно развитым для того, чтобы получить уравнение «извне», как говорил об этом сам Эйнштейн.
* * *
Ученик: Вы сказали, что организм, или комплекс тела-ума, должен быть готов к тому, чтобы получить так называемое просветление. Я хочу спросить, что является важным и ценным? Это физическая подготовка или ментальная?
Балсекар: И то, и другой. Видите ли, невозможно разделить тело и ум. Поэтому я все время говорю «психосоматический организм».
Ученик: Ведь это ум жалуется по поводу боли, а не тело?
Балсекар: Да, действительно, по поводу боли в теле жалуется ум, и поэтому-то вы и ощущаете боль.
Ученик: Потому что тело не может издать ни звука.
Балсекар: Именно. Так что в подготовке, о которой вы говорите, разделить тело и ум нельзя. Ум становится готовым к принятию этого понимания. И ум готов принять это понимание только в определенное время. Даже необходимая устремленность определяется эволюцией.
Ученик: Значит все дело в ментальной обусловленности?
Балсекар: Ментальная обусловленность – это начало поиска. Возникает мысль, например: «Жизнь должна быть чем-то большим, чем это физическое удовольствие». Эта мысль может войти в десять организмов, но только один из них может ответить на нее. Остальные девять в этот определенный момент еще не готовы на нее ответить. Таким образом, только определенный организм ответит на подобную мысль извне, и после этого ум обратиться вовнутрь. Так что в конечном итоге это вопрос ума или организма, отвечающего на мысль извне.
Назад
|