Но седьмая стадия, стадия Просветления, вовсе лишена серьёзности. На этой стадии мы реализуем нашу естественную Трансценденцию всех феноменов. Возникает безмолвное и естественное Осознание и Реализация того, что во всём, возникающем как переживание, нет ничего серьёзного. Переживаемое существование может закончиться в этот же самый момент; и само по себе это прекращение не означает чего-то ужасного. Или же оно может продолжаться бесконечное количество эонов, проходя через бесчисленные мутации и трансформации переживания; его продолжение также не будет иметь никакого значения. Это и есть Укоренённость в Просветлении – Осознание того, что ничто не является необходимым. Нет абсолютно ничего серьёзного или глубинно-необходимого – абсолютно ничего.

Обычный человек, подверженный различным реакциям, истерический и пребывающий в отчаянии, также может сказать, что жизнь бессмысленна, но эта личность необычайно серьёзна, в то время как Просветленный человек реализует тотальную Свободу. Он более не серьёзен, но он и не саморазрушителен. Он вошёл в Экстаз. Он не подавляет себя и не отчуждается от себя – скорее всё, чем он является, трансцендировано в Сияющем Трансцендентном Сознании. Поэтому он полон юмора и радости. Он не противостоит агрессивно миру, но и не привязан к нему. Всё напряжение, бывшее в его существе, сейчас снято. Говорить о Просветлении без этого признака бессмысленно. Нет Просветления без расслабления всего существа, без снятия всей серьёзности, всякой привязанности к феноменам, высоким и низким, во всех их аспектах.

С точки зрения Просветления даже мистические феномены бессмысленны. Они несерьёзны. Они – галлюцинация, следствие активности мозга, психизм, пульсация вашего тела-ума. Да, они серьёзны для вас – немного более серьёзны, чем то, с чем вы обычно имеете дело. Но сами по себе они не нужны и не являются источником Блаженства. Будут ли это высшие феномены, рассматриваемые с ментальной точки зрения, или низшие феномены, рассматриваемые преимущественно с телесной точки зрения, – все эти феномены несерьёзны и не являются необходимыми. Они не приносят глубинного счастья.

Счастье возникает только в Сияющем Трансцендентном Сознании. Когда эта Реальность достигнута, её блаженство становится очевидным, и феномены начинают восприниматься такими, какие они есть на самом деле – не содержащими в себе независимой Жизни и Сознания, и не дающими Свободу и Блаженство. С точки зрения Просветления все феномены – просто театр Вечного Блаженства, театр, который может продолжаться, а может и закончиться.

Поэтому вся эта серьёзная озабоченность жизнью – абсурдное проявление прошлого. Она всеми способами ограничивает самого человека и ограничивает Других.

Будет лучше, если она исчезнет, но не в негативном, нигилистическом смысле. Мы должны просто вверить себя Богу, потоку сияющего Блаженства, и сами стать Сияющими. Мы должны позволить проявляться через самих себя Сияющему Блаженству Абсолютного Сознания, позволить себе стать любящими, свободными, исполненными юмора. Тогда всё то, что от прошлого, будет растворено. Мы – это прошлое, и ум – от прошлого; и он растворится. Тело – это прошлое, и тело тоже растворится.

Для обычного человека, тело – это прошлое, движущееся в будущее. В жизни обычного человека нет места для настоящего. Мы слишком заняты своими переживаниями, чтобы Пробудиться в настоящем. Настоящее – это и есть сама Трансцендентная Реальность, для которой у нас не остаётся времени, потому что мы слишком сильно заняты. Поэтому вы должны Пробудиться от своих привязанностей к витальным желаниям. Вы должны пробудиться от своей романтической ностальгии по жизни и от своего стремления к переживаниям. Вы должны пробудиться от холодности своего ума, инспектирующего мир в поисках логической связи и осмысленности. Вы должны пробудиться к своей подлинной позиции, где все замки, закрывающие сердце, разрушены и всё напряжение сердца сброшено, где сердце вашего существа распахнуто и расслабленно.

Напряжённость в сердце – это то, что обуславливает одержимость витальными переживаниями, эмоциональными реакциями и иллюзорным эмоциональным опытом, ментальными формами и внутренними психическими феноменами, всеми видами субъективной вовлеченности. Когда напряжение сердца сброшено, исчезает привязанность к телу-уму и его возможностям переживания. Если тело-ум возникает, это прекрасно, если не возникает – это тоже прекрасно.

Когда вы начинаете останавливаться в настоящем и отдыхать в естественном Божественном Блаженстве, вы достигаете свободы и обретаете благодать*.

*Англ. "grace". Дословно: "милость", милость Божья. В литературе духовной тематики обычно соответствует русскоязычному понятию "благодать Божья". – Прим. ред.

Благодать – это юмор, которым вы наслаждаетесь, обретая постоянный отдых в Боге. Благодать – это не вопрос достижения успеха в жизни. Успех может также прийти, но это – лишь часть игры переживания. Благодать – это свобода, которая приходит, когда мы отдыхаем в Боге. Тогда замки, запирающие сердце, размыкаются, и серьезность переживания рассеивается. Мы чувствуем сияние, а наше состояние может быть названо Блаженством. Наша способность входить в духовный процесс становится более ясной и усиливается. У нас появляется энергия для духовной жизни. Процесс самотрансценденции ускоряется, и мы движемся по направлению к высшим стадиям трансформации, пока не войдём в Просветление – Радикальное и Полное, необусловленное, спонтанное. Тогда мы просто отдыхаем в Боге, в Красоте Абсолюта, позволяя миру и телу-уму плыть в Бесконечности. Теперь нет ни иллюзий, ни напряжённости тела-ума.

Суть этой беседы в том, что все искатели должны реализовывать в себе Юмор и Свободу, дистанцируясь от любой серьёзности своих интересов и своих повседневных занятий. Они должны видеть их обычность, даже их абсурдность, не становясь, однако, при этом жёстко ироничными. Они должны быть свободными от мира, оставаясь при этом в мире. И найти естественный покой и расслабленность в сердце, настроенном на Интуицию Сияющего Трансцендентного Сознания. Если вы находите покой в Боге, то вы обретаете Благодать. Тогда Благодать входит в вашу повседневную жизнь и служит её глубинной трансценденции. Если вы не обретаете покой в Боге, то ваше сердце подобно камню или сжатому кулаку. Оно не настроено на Бесконечное Сияние Сознания, оно настроено против себя самого. Оно, подобно Нарциссу*, самозамкнуто и самодостаточно, заботится лишь о своей безопасности, чувствуя угрозу от всего, что исходит из Бесконечности, одержимо идеей возможности повторения переживания, тем, что даёт чувство защищённости, безопасность и удовольствие.

*Нарцисс – персонаж греческой мифологии, обладавший необыкновенной красотой. Он влюбился в своё собственное отражение в водах ручья и, страдая от неразделённой любви, превратился в цветок. – Прим. ред.

Единственная возможность счастья – это облегчение сердца, расслабленность сердца, расслабленность своего "я", которое не является некой фиксированной целостностью. Это "я" подобно сжатому кулаку. Расслабьте кулак – и вы не найдёте ничего внутри. Расслабьте сердце – и вы не найдёте никого внутри, никакого "я". Чувство "я" – это просто напряжённость тела-ума, дающее ему ощущение независимости. Снимите это напряжение, и тело-ум станет прозрачным. Там не будет эго. В существовании нет эго. Вот почему Просветление не является реальным событием в мироздании. Оно не связано с какими-либо специфическими явлениями, так называемыми "феноменами Просветления". С обычной точки зрения может показаться, что Просветление – это растворение отдельного "я". Но, по сути своей, Просветление – это реализация того, что никакого "я" нет и на самом деле никогда не было; реализация того, что нет никакой самости во всех других существах и что никогда не было "я" или самости, против которых нужно бороться для того, чтобы стать Просветлённым, чтобы трансцендировать самого себя.

Ситуация Просветлённого человека парадоксальна. Она включает в себя и тело, потому что в общепринятом смысле этот человек продолжает жить в теле и поэтому он представляет прошлое в его движении к будущему. И парадоксальным образом эта связь с телом служит Просветлению других существ. Но с точки зрения самого Просветлённого нет других существ, и те условия переживания, которые мы называем "другими существами", не создают, по сути дела, никаких помех для Просветления. Они уже являются Просветлёнными. В сущности, они только Сияющее Трансцендентное Сознание. Поэтому всё, с чем мы вступаем в конфронтацию, это конвенциональное понимание связанности и необходимость выживания. Это – поверхностное понимание, и, тем не менее, все чувствующие существа жёстко организованы понятием связанности и выживания. Они создают свою повседневную жизнь, руководствуясь мотивами, которые базируются на этих понятиях. И поэтому кажется, что эти существа страдают, – они сами переживают это, хотя эти страдания полностью поверхностны и несущественны. Суть жизни в том, что ничто не является необходимым, но необходимость неизбежна. Это абсурдно; абсурдность – самое походящее здесь слово. Вся Вселенная и все возможные переживания существуют только для того, чтобы их трансцен-дировать.

Духовный Мастер абсурден, как и всё остальное. Это просто роль, которая исполняется для того, чтобы пробудить существа от тех абсурдных условий, в которых вовсе необязательно начинать свой путь. Дела, которыми занят Духовный Мастер, абсурдны, как абсурдно и всё то, что делают остальные люди. Поэтому необходимо Чувство Юмора, или Просветлённая точка зрения. А от людей, находящихся в поиске, требуется ответственность в подходе ко мне. Безответственные люди не могут быть Просветлёнными, не могут быть Пробуждёнными, и они не в состоянии воспринимать Учение. Если такая ответственность принимается, то возникают правильные условия для нашей встречи, и тогда наша встреча становится Просветлением.



* * *

Подлинный путь – это тот, который приносит блаженство прямо сейчас. Подлинное учение обращает вас к тому блаженству, которое уже есть, которое не требует создавать это блаженство. Все пути, которые предполагают долгое прохождение, достижение целей, постепенное продвижение, – эти пути фальшивы, как фальшива идея о том, что только в будущем могут быть достигнуты эволюционные состояния, неизвестные в настоящем. Такие пути основаны на отчуждённости и отделённости и являются лишь формами поиска. Понимание – это блаженство в настоящий момент, безусловная свобода и реальность, само сознание, без необходимости двигаться куда-то. Блаженство – это реальность сознания, основа всего творчества, трансформации и эволюции.

(Да Лав-Ананда "Слушание на коленях")


СЕМЬ СТАДИЙ ЖИЗНИ

Высшая цель нашего человеческого воплощения — открыть или реализовать Истину нашей жизни. Однако, чтобы сделать это, мы должны прежде всего наблюдать, понимать и трансцендировать самих себя. «Семь стадий жизни» Мастера Да Лав-Ананды оказываются важнейшим ключом для самопонимания. Но, прежде чем углубиться в его схему, нам придется приобщиться к культуре самотрансценденции, превосхождения самого себя.

"Мы можем познать или Реализовать то, что есть только через самопонимание, которое становится не просто самоинформацией, но и самотрансценденциеи, превосхождением себя. Поэтому мы должны сначала стать способными (посредством самопонимания и самотрансценденции) к владению собой, к свободному участию в том, что имеет для нас значимость, вопреки самоумалению.

Я не предлагаю просто идею Бога, или души, или Трансцендентного Бытия. Такая идея и такое предложение, по сути дела, не могут быть приняты отделённым умом и отделяющим Эго. Поэтому идеи той религии, которая обращается к Эго и к культуре самоотстраненного сциентизма, основанной на идее Эго, в основе своей фальшивы и представляют собой не более чем мучительное и неизбежно безрезультатное стремление к любви, благополучию и иллюзорному счастью. Напротив, я предлагаю самонаблюдение, подлинное самопонимание и реальную самотрансценденцию. И на Пути самотрансценденции по мере возрастания степени и взаимности участия — сопричастности — открывается Божественное, неограниченное, вечное, трансцендентное Счастье».

Модель, или схема, семи стадий жизни даёт структуру, с которой мы можем реально соотнести себя, свои проблемы роста и духовные стремления, а также всю информацию о духовных учениях и переживаниях, которая доступна человеку сегодня. Таким образом, семь стадий – это средство для «калибровки» нашего человеческого и духовного роста, свободное от предрассудков и табу конвенционального общества, которое стремится поддерживать и даже навязывать множество фальшивых взглядов, тем самым заслоняя нам путь к Реализации истины Божественного Бытия.

По мере знакомства с учением Мастера Да становится всё более ясно, что он — это Духовный Крёстный отец, тот, кто «прошёл Путь», «Живой Поток» для подготовленных искателей. Когда индивидуальное сознание, поставленное на фундамент самопонимания, соединяется с «красотой» или Силой Духовного Блаженства, человек проходит через все иерархии иллюзий — земных (плотных) и космических (тонких), которые и представляют собой структуры знания и переживания. Таким образом, семь стадий жизни можно рассматривать как духовную школу, в которой мы проходим семь различных уроков, касающихся самотрансценденции. Когда мы заканчиваем курс самонаблюдения, самопонимания и самотрансценденции, проходя через все аспекты первых шести стадий жизни, тогда адепт, являющийся Мастером этой школы, открывает скрытую «дверь», ведущую через сакральное пространство, требующее полного самопосвящения, к полной Реализации Божественного Бытия.


Вперед

Сайт управляется системой uCoz